Амнестическая афазия – это поражение теменно-височной области: причины, симптомы и методы лечения

Депрессия

Небольшое вступление

Речь — это один из основополагающих видов когнитивной работы мозга человека. По количеству воспринимаемых сведений она занимает второе место после зрительного нейросенсорного аппарата и контролирует коммуникативную деятельность. Неудивительно, что без речи общение становится менее продуктивным и информативным. Порок речевой функции, появившийся при наличии у пациента умения разговаривать, зовется афазией и представляет собой острую социальную проблему.

Существует множество серьезных неврологических патологий, способных привести к развитию этого заболевания и других отклонений.

Акустико-мнестическая (сенсорно-амнестическая) Афазия

В отличие от акустико-гностической формы, при этой афазии речевой слух не страдает, а ведущим дефектом является неполноценность слухоречевой памяти. Здоровый человек запоминает при первом предъявлении из 10 слов 6-7 (7±2), а здесь объем слухоречевой памяти снижается до 3 и даже 2 элементов. Клинико-психологи-чески это проявляется в значительном ограничении объема воспринимаемого речевого материала при его воспроизведении или запоминании.

Поэтому больной плохо понимает длинные, сложные фразы. В более грубых случаях акустико-мнестической афазии дефект слухоречевой памяти может проявляться нарушением повторения сложных слов.Типичным для больных является снижение скорости переработки вербальной информации. При этом трудности запечатления и воспроизведения словесного материала отражают повышение ретроактивного и проактивного торможения следов.

Феномен ретроактивного торможения проявляется в виде воспроизведения последнего ряда слов и забывания предшествующих слов. Феномен проактивного торможения заключается в невозможности повторить какие-либо элементы словесного последовательного материала кроме первых слов (одного-двух). В обоих случаях характерны явления словесной реминисценции – лучшего воспроизведения вербального материала через некоторое время после его предъявления.

Произносительных нарушений речи не отмечается, речь достаточно выразительная. Наиболее грубые затруднения вызывает составление фраз к сюжетным картинкам. Высказывания часто становятся бессвязными, изобилующими вербальными заменами, персеверациями, вводными словами, ненужными подробностями. Вместо одной короткой фразы появляются обрывки незаконченных предложений.

Еще грубее нарушается повествовательная речь – способность к пересказу простого и короткого текста.В процессе общения с больными создается впечатление, что они хорошо понимают обращенную речь, однако вследствие нарушения слухового внимания не всегда выполняют словесные инструкции. Понимание речи страдает также вследствие неудержания услышанного.

Восстановление

Амнестическая афазия - это поражение теменно-височной области: причины, симптомы и методы лечения

Реабилитация после амнестической афазии должна происходить поэтапно. Ни в коем случае нельзя нагружать человека слишком большим количеством упражнений. Возможность нормально разговаривать должна возвращаться к пострадавшему постепенно.

Весь процесс восстановления можно условно разделить на несколько частей:

  • Сначала пациенту показывают изображения разных объектов. Каждое фото должно быть дополнено подписью. Во время обучения человеку подробно описывают каждую картинку.
  • Затем наступает черед развития ситуативной речи. Человек должен максимально активно участвовать в разговорах на разные темы.
  • Потом следует восстановление и наполнение памяти. Человеку на этом этапе реабилитации необходимо читать книги, смотреть всевозможные фильмы и разгадывать кроссворды.

Диагностика

Перед постановкой диагноза пациенту назначат полное обследование после визуального осмотра невролога и психолога. Для выявления причины речевой афазии применяют инструментальные методы исследования: КТ и МРТ головного мозга, ультразвуковую диагностику сосудов шеи и головы, при наличии эпилептического приступа в анамнезе − ЭЭГ. Может потребоваться люмбальная пункция.

Логопед выявляет характер нарушений речи, в неврологии оценивают такие характеристики, как праксис, слухоречевую память, интеллект, зрительный гнозис. Важным этапом диагностики является проведение дифференциации с алалией, дизартрией и тугоухостью.

Поставить диагноз “на глаз”, только после осмотра и беседы с больным человеком невозможно. Причиной сбивчивой речи могут быть не только травмы головного мозга, но и стрессы, особенности психики. Врачу необходимы более веские доказательства поражений черепа, сосудов, отделов мозга.

Классификация афазий по Лурии

Для выявления амнестического типа афазии следует пройти аппаратные исследования:

  1. Рентген мозга, черепа;
  2. КТ;
  3. УЗИ, сонографию;
  4. Картирование сосудов;
  5. МРТ головного мозга;
  6. Комплекс лабораторных анализов.

Кроме перечисленных методов диагностики, проверить возможности речевых отделов мозга помогают специальные пробы. Больному предлагают пройти такие тесты:

  • По устному описанию вспомнить название предмета.
  • Найти общее между несколькими предметами, сгруппировать их.
  • Счет от 0 до 10 и обратно.
  • Пение песен.
  • Беседа по сюжетным картинкам, ответы на вопросы: что делают герои иллюстрации, во что одеты.
  • Исследование чтения и письма.
  • Выполнение упражнений из набора артикуляционной гимнастики для оценки работы мимики, мышц речевого аппарата.
  • Расшифровка смысла пословиц, поговорок.

По результатам диагностики определяется место локализации повреждения и назначается курс терапии. Выявление типа поражения — задача невролога. Обращаться за помощью желательно на ранних сроках развития болезни, чтобы коррекционные методы лечения были более эффективны.

Как проявляется

Амнестическую форму афазии бывает достаточно трудно распознать и диагностировать при первичном осмотре больного. У таких людей нет нарушения диалоговой речи, в том числе спонтанной, они строят фразы правильно, без грамматических ошибок, однако в их разговоре превалируют глаголы и практически отсутствуют существительные.

Характерными также являются следующие речевые особенности:

  • множественные повторения одних и тех же слов в спонтанной речи;
  • затрудненный поиск нужного названия предмета или события;
  • замена слова описанием его внешнего вида и функций;
  • отсутствие моторных нарушений (нет трудностей с произношением звуков), правильная артикуляция;
  • сохранение навыков чтения и письменной речи (правильно называет нужное слово, если видит его графическое изображение);
  • есть феномен отчуждения смысловой нагрузки слова при его правильном повторении.

Чаще всего амнестическая афазия является симптомом какого-то грозного заболевания или состояния, поэтому в клинике могут присутствовать и другие неврологические проявления, например, сопутствующий гемипарез.

Выраженность клинических признаков может иметь разную тяжесть в зависимости от таких факторов, как:

  • локализация очага поражения и его размеры;
  • причина заболевания (например, инсульт характеризуется более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз сосудов);
  • возраст пациента (у молодых людей больше возможностей для скорого и полного восстановления речи);
  • наличие сопутствующих тяжелых заболеваний;
  • особенности компенсаторных возможностей организма.

Амнестическая афазия в чистом виде встречается реже смешанных форм, например, сочетания сенсорной и моторной афазий на фоне забывчивости слов при опухолях мозга или сосудистых заболеваниях.

Клинические проявления

Невозможность назвать предмет − основной симптом патологии, однако, выявить это при обычном общении очень сложно. Но болезнь проявляется не только афазией. Симптомы включают в себя следующие проявления:

  • Частое повторение одних и тех же слов или словосочетаний.
  • Замедленность речи с выраженными паузами между словами или, наоборот, больные начинают говорить очень быстро и нелогично.
  • Речь приобретает описательный характер, то есть пациент пропускает существительные, а говорит только с помощью прилагательных или глаголов.
  • Человек легко описывает предмет и говорит о его функциях, однако не может вспомнить название объекта.
  • Когда больному подсказывают первую букву или слог названия предмета, он с легкостью вспоминает все слово.
  • Психические нарушения развиваются на фоне повреждения других областей головного мозга и могут характеризоваться частой сменой настроения, агрессией, замкнутостью, дурашливостью, депрессией, апатией, парезами или параличами, забывчивостью и др.

Краткая характеристика амнестической афазии

В первую очередь стоит заметить, что эта патология всегда имеет приобретенный характер. Другими словами, она отмечается у тех, кто изначально обладал нормальной речевой функцией. Именно поэтому так важно не перепутать эту патологию с алалией, если порок диагностируется в детском возрасте.

Амнестическая афазия — это болезнь, при которой человек не способен проговаривать наименования разных животных, явлений либо предметов. Такое отклонение сопровождается громадной численностью глаголов при дефиците существительных в речи. Человек, страдающий от такого типа афазии, попросту не может назвать предметы правильно — взамен он описывает их другими словами, преимущественно глаголами.

Для правильной диагностики патологии врачи пользуются специальной таблицей Лурия. На ней представлены все существующие разновидности афазий. Это очень важный этап диагностики, поскольку в первую очередь необходимо отличить амнестический вид от остальных форм болезни.

Диагностика клинической формы амнестической афазии представляет значительные трудности. Спонтанная и диалогическая речь больных этой группы практически сохранена: фразовая, развернутая, без аграмматизма, хотя иногда можно отметить некоторое преобладание глаголов и других частей речи по сравнению с существительными.

Затруднения в подборе нужных слов, которые выявляются при длительном общении, больные пре одолевают, используя речевые штампы и повторение сказанного. Автоматизированная и отраженная речь сохранена. Объем удержания речевого ряда на слух в пределах средней нормы – 5-6 слов. Понимание ситуативной речи и простых заданий хорошее.

Отчуждение смысла слов часто отсутствует даже в сенсибилизированных пробах. Понимание сложных логико-грамматических конструкций не нарушено или нарушено очень легко. Трудности возникают при назывании сравнительно редко употребляемых в речи предметов и частей тела, проявляются также увеличением времени припоминания названия объекта.

Часто встречаются вербальные парафазии и замена номинации указанием на назначение предмета. Литеральные парафазии отсутствуют. Подсказка и контекст помогают вспомнить слово. Письменная речь при амнестической афазии обычно не страдает, если очаг поражения не распространяется и не захватывает затылочно-теменные отделы левого полушария.

В этом случае могут возникнуть специфические расстройства чтения и письма – оптическая литеральная алексия (неузнавание отдельных букв) или оптическая вербальная алексия (неузнавание слов), либо та и другая вместе, а также нарушение письма, связанное с нарушением зрительно-пространственного гнозиса.

Амнестическая афазия всегда сочетается с теменной симптоматикой, вследствие чего в клинике ее иногда называют “теменной амнестической афазией”. Чаще всего это синдром Герстма – нанарушение счета, ориентировки в правом-левом, пальцевая агнозия и нарушение позы пальцев. Часто обнаруживаются нарушения схемы тела, конструктивного праксиса.

Указанный синдром обычно связывают с поражением задненижних отделов височной области и задненижних отделов теменной области левого полушария головного мозга (у правшей).

Определение и классификация

Амнестическая афазия − это разновидность нейропсихологического расстройства речи, при котором наблюдается забывание названий предметов или имен. Основной фактор, обуславливающий развитие данного расстройства – это органическое повреждение, локализующееся в височной и теменной доле больших полушарий головного мозга.

Врачи выделяют еще один подтип подобного расстройства речи − оптико-мнестическую афазию, которая развивается при преимущественном повреждении коры височной доли. К афазии присоединяется невозможность рисовать объекты по памяти, только видя предмет перед собой. Больные могут описать его характеристики, но не изобразить или назвать.

Особенности болезни

Амнестическая афазия — это одно из распространенных последствий ишемических атак и инсультов. Эта патология возникает из-за органического повреждения участка коры полушарий, которые контролируют речевую функцию. Помимо амнестической существует еще несколько разновидностей афазии. Каждая из них характеризуется собственными признаками речевого нарушения.

Любой вид афазии влечет за собой значительное понижение качества жизни больного человека, поскольку его общение с окружающими людьми сильно затрудняется. Но несмотря на всю сложность болезни, она все же поддается коррекции при грамотной терапии и реабилитации. Постепенно пострадавший может адаптироваться и вести нормальный образ жизни.

Патогенез

К развитию амнестической афазии приводят множество причин. От болезни не застрахован ни один человек любого возраста и социального положения. Основными виновниками речевой патологии выступают:

  1. удары головой;
  2. травмы черепа в результате падений, ДТП;
  3. оперативные вмешательства в структурах головного мозга;
  4. инфекционные заболевания: менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга;
  5. инсульт;
  6. тромбоз;
  7. острое отравление организма ядами;
  8. передозировка лекарственными препаратами;
  9. психические заболевания;
  10. злокачественные, доброкачественные опухоли;
  11. болезнь Альцгеймера;
  12. болезнь Пика;
  13. генетическая предрасположенность к афазии;
  14. ишемические болезни головного мозга, сердца;
  15. гипертония;
  16. эпилепсия;
  17. мигрень.

В группу риска возникновения амнестической афазии входят люди пожилого и старого возраста. Возможность развития синдрома повышают вредные привычки: курение и алкоголь. В редких случаях амнестическая афазия наблюдается при поражении почек, печени, когда организм отравляется невыведенными продуктами метаболизма.

Постановка диагноза

Так как патология связана с повреждением головного мозга, то больному рекомендуют записаться на прием к неврологу или психиатру. Специалисты данного профиля смогут провести необходимые исследования и подобрать лечение.

Этиология афазии

Во время первичной консультации у специалиста врач проводит комплексную диагностику. Она включает в себя следующие действия:

  • Сбор жалоб и анамнеза заболевания. Необходимо знать время появления симптомов, на каком фоне они развились и какие хронические заболевания есть у пациента.
  • Оценка неврологического статуса. Исследуется походка, равновесие, когнитивные навыки, проводится оценка эмоционально-волевой сферы, тест на узнавание предметов, пробы для оценки функциональной активности речевого аппарата и отдельных компонентов речи − лексики, фонетики и грамматики.
  • Лабораторные анализы (клинический и биохимический анализы крови, общее исследование мочи, по показаниям ликвора).
  • Рентгенограмма черепа.
  • Ультразвуковое исследование сосудов шеи с допплером.
  • Компьютерная, магнитно-резонансная или позитронно-эмиссионная томография головного мозга для выявления органических заболеваний ЦНС.

Перечень используемых для диагностики процедур зависит от имеющихся у человека симптомов и сопутствующих болезней. Ни в коем случае не стоит самостоятельно ставить диагноз, так как это часто приводит к прогрессированию основной патологии.

Так как патология связана с повреждением головного мозга, то больному рекомендуют записаться на прием к неврологу или психиатру. Специалисты данного профиля смогут провести необходимые исследования и подобрать лечение.

Причины развития

Патология характеризуется повреждением серого и прилежащего белого вещества височной и теменной доли, что объясняет нарушения связей между группами нервных клеток. Причины, приводящие к поражению мозга следующие:

  • инфекционно-воспалительные заболевания бактериальной, вирусной или грибковой этиологии: энцефалит, менингит, абсцесс тканей головного мозга;
  • токсическое поражение коры при отравлении алкоголем, лекарственными препаратами или нейротоксичными ядами;
  • травмы: аварии, удары тупыми предметами, ушибы или сотрясения, разрыв нейронных связей в височной доле;
  • последствия оперативного лечения патологий ЦНС;
  • опухолевые образования;
  • острое нарушение кровообращения головного мозга;
  • хроническая недостаточность кровообращения в тканях мозга (транзиторно-ишемические атаки);
  • болезнь Альцгеймера или Пика.

Кроме прямых причин, существуют факторы риска, приводящие к подобным болезням: старческий или пожилой возраст, метаболические нарушения в организме, ожирение и атеросклероз, курение и алкоголизм, малоактивный образ жизни, генетическая предрасположенность, ишемическая болезнь сердца, гипертония и др.

Прогноз и профилактика

При комплексном подходе к терапии и выполнении реабилитационных мероприятий пациентам удается восстановить речь. Со временем запоминаются названия предметов, снижается заторможенность речи, повышается способность поддерживать разговор. В ситуациях с обширными повреждениями тканей головного мозга говорить о положительном прогнозе сложно. В этом случае эффективность лечения зависит от степени повреждения, сроков его начала и наличия у пациента сопутствующих болезней ЦНС.

Врачи выделяют ряд рекомендаций, направленных на предупреждение появления и прогрессирования патологии. Они включают в себя следующие пункты:

  • регулярные физические упражнения (растяжка, гимнастика, йога, занятия в тренажерном зале);
  • следование методам лечения, назначенным лечащим врачом;
  • своевременное лечение хронических заболеваний;
  • контроль над индексом массы тела;
  • рациональное питание: прием витаминов и микроэлементов, обогащение рациона зеленью и овощами, употребление фруктов и кисломолочных продуктов, нежирного мяса; необходимо снизить потребление красного мяса, жирного и жареного, острого и соленого, сладкого, мучного;
  • длительные занятия с логопедом;
  • консультации психотерапевта;
  • соблюдение режима труда и отдыха.

Профилактические советы не требуют финансовых затрат и не вызывают дискомфорт у человека.

Амнестическая афазия возникает на фоне повреждения структур головного мозга. При первых признаках основного заболевания или афазии необходимо обратиться к врачу. Терапия на раннем этапе поможет достичь более успешных результатов и добиться быстрого выздоровления. Если же длительное время заниматься самолечением, возможно формирование стойкого речевого дефекта.

Симптомы

Речевая патология протекает ровно, мягко. Резкие ухудшения состояния наблюдаются крайне редко. Симптомы проявляются смазано. При амнестико-семантической афазии у больного наблюдаются следующие характерные признаки болезни:

  • Пациенты разговаривают медленно, делая длительные паузы между словами, фразами, предложениями.
  • Больные жалуются на невозможность логически выстроить высказывание.
  • Слова, фразы повторяются многократно, человек будто цепляется за уже высказанную мысль и таким образом пытается продолжить высказывание.
  • В речи почти отсутствуют существительные. Для наименования предметов используются перечисления их характеристик по внешнему виду, качествам, отличительным свойствам.
  • Артикуляция, слух страдают редко.
  • Речь экспрессивна, насыщена прилагательными и глаголами.
  • Если больному напомнить название предмета, например, произнести первый слог, то он быстро закончит начатое слово. Но может опять забыть наименование при следующем разговоре.
  • Пациентам сложно удерживать внимание на одной теме, концентрировать взгляд на предмете.
  • Сложности в понимании смысла пословиц, многозначных слов.

Симптомы афазии можно спутать с признаками слабоумия, но на самом деле интеллект больных не страдает. Они не теряют социальных, бытовых навыков, мыслят как здоровые люди, но испытывают сложности в вербальном обращении к окружающим, устных ответах на вопросы.

Общими признаками болезни являются паузы между фразами, снижение звука голоса. Такой стиль общения еще может называться «телеграфным». Нарушается письмо, чтение. Отмечаются пропуски букв, их замена, коверканье слов. Афферентная, эфферентная и динамическая форма имеют общий признак – больной не может активно устно высказываться.

Импрессивными отклонениями считаются акустико-гностическая и семантическая афазия, она выражается в невосприятии человеком устной речи. Для этого вида характерно отсутствие способности называть отдельные предметы. Амнестико-семантическая форма чаще диагностируется в пожилом возрасте и выражается не только в непонимании прочитанного текста. Эти люди не воспринимают сложные обороты речи, не могут осмыслить значение пословиц, метафор.

Для сенсорной формы характерны нарушения восприятия информации при отсутствии органического поражения органа слуха. Кроме того, пациент не контролирует собственный словесный поток. У больных с акустико-гностическим типом афазии возникают проблемы при занятиях с логопедом из-за неспособности запомнить связку из 3-4 слов.

При сенсомоторной патологии больной не различает речевые звуки, поэтому не воспринимает и письмо – это тотальная форма. Для каждого вида афазии характерны определенные симптомы, в этом их отличие. Но при любой форме расстройства обязательно наблюдается нарушение речевой функции.

По статистике, всего 1% детей имеет такое речевое расстройство. Чаще у них регистрируют сенсорный тип патологии, симптомы одинаковы со взрослыми пациентами. Явным признаком считается то, что дети мало говорят, а сама речь короткая и неэмоциональная. Дети могут быть чрезмерно суетливыми или, наоборот, безразличны к происходящему вокруг.

Прогноз при детской афазии зависит от объема поражения ткани мозга и давности заболевания. Задача терапии замедлить прогрессирование болезни, помочь адаптироваться в социуме. Комплексный и грамотный подход позволяет добиться улучшения у детей и восстановить нейронные связи в коре.

Доли мозга, функции полушарий

Центральным механизмом (фактором) нарушения понимания речи здесь является нарушение симультанного (одновременного) пространственного восприятия, а центральным дефектом – нарушение понимания логико-грамматических конструкций.

Диагностика семантической афазии, отграничение ее от акустико-мнестической и амнестической афазии является не всегда легкой задачей. К тому же, встречается она в клинике очаговых поражений головного мозга достаточно редко. Спонтанная и диалогическая речь у больных этой группы обычно в полном объеме, не обедненная, хотя иногда может иметь место упрощение синтаксиса.

Произносительные нарушения отсутствуют, речь выразительная. Автоматизированная речь не страдает. Отраженная речь сохраняется, нарушения иногда возникают при повторении длинных и сложных по структуре предложений. Номинативная функция речи (называние) в целом сохранена, но может в той или иной степени нарушаться, однако, в отличие от других форм афазии, забытое слово легко вспоминается при подсказке и при этом не искажается и редко заменяется другим.

Сохранность номинации сочетается с достаточно выраженными затруднениями повествовательной речи. Дефектен пересказ коротких текстов. Больные не всегда понимают прочитываемые ими и короткие и простые тексты, не улавливают детали или забывают их. Пересказы часто состоят из обрывков предложений, отсутствуют связи как внутри предложений, так и между ними, имеют место ошибки в согласовании, пропуски предлогов и связок.

С наибольшей отчетливостью неполноценность импрессивной речи проявляется в нарушении понимания и оперирования сложными грамматическими категориями, которые отражают дефекты сложных форм пространственного и временно-пространственного анализа. Больные с этой формой афазии не понимают или плохо понимают предлоги и наречия места, отражающие пространственные взаимоотношения между объектами, сравнительные и переходные конструкции, временные отношения, конструкции родительного падежа, инвертированные конструкции, где порядок слов расходится с порядком мысли.

Больной не может вспомнить название предмета

Нарушения понимания не зависят от того, читает ли больной вслух или про себя. Эти нарушения отражают особенности устной речи: затруднения в оценке структуры восприятия со слуха предложений, нарушения понимания и употребления предлогов, наречий, служебных слов, местоимений. Отдельные слова вне контекста прочитываются с нормальной скоростью и хорошо понимаются, тогда как чтение предложений вслух и про себя осуществляется замедленно.

Больные с семантической афазией сохраняют способность к аналитическому и глобальному чтению. Аналитический способ становится ведущим в случаях затруднений узнавания слова “в лицо”. Опора на глобальное чтение связана с вероятностным прогнозированием. Ограничение вероятностного прогнозирования замедляет чтение, вынуждает больных чаще, чем в норме, прибегать к послоговому и даже побуквенному чтению.

И вместе с тем текст, воспринимаемый со слуха, понимается хуже, чем при чтении, так как больной имеет возможность по мере необходимости возвращаться к уже прочитанному. Письмо при семантической афазии грубо не нарушается. Больным труднее сложить слово из букв разрезной азбуки, чем записать его, что тоже может свидетельствовать о неполноценности зрительно-пространственного гнозиса, неумения расположить буквы в определенной последовательности.

Все вышеуказанные нарушения речи при семантической афазии сочетаются с выраженными апракто-агностическими нарушениями, типичными для теменного поражения: нарушениями право-левой ориентировки, праксиса позы, схемы тела, конструктивного и идеаторного праксиса. Всех больных затрудняет ориентировка в географической карте и выполнение заданий “поставить заданное время на макете часов”.

Преимущественная локализация очагов поражения при семантической афазии – область надкраевой извилины теменной доли левого полушария.

Типы нарушения

Для реабилитации номинативной функции при амнестической афазии используют поэтапную актуализацию слова через подсказки, картинки. В процессе выполнения заданий больной снова заполняет память существительными, расширяет ее объем, тренирует мозговую активность.

Задания при амнестической афазии разрабатываются индивидуально, исходя из симптомов расстройства, которые проявляются у конкретного пациента. Их суть заключается в следующем:

  1. Больного необходимо научить вычленять существенные признаки предметов.

Для выявления афазии используют неврологические и психологические пробы

Если говорить о яблоке, то пациент должен вспомнить, где оно растет, каково по форме, цвету, размеру, вкусу.

  1. Следующий этап — связать мысленный образ и воспоминания о предмете с лексической оболочкой слова. Так восстанавливаются связи между практическим опытом работы с предметом и его называнием в экспрессивной речи.
  2. Самым сложным этапом является объяснение многозначности слова. Дойти до этого уровня реабилитации возможно, если словарный запас пациента удалось вернуть до нормальных объемов.
  3. После наращивания словарного запаса нужно переходить к тренировке ситуативной речи.

Комплексная диагностика позволяет поставить однозначный диагноз. На основе результатов исследований, возраста пациента и его психического состояния лечащий врач подбирает схему лечения. Терапия всегда носит комплексный характер.

После проведения экстренной терапии, врачи рекомендуют начинать реабилитацию. На первом этапе с больным занимается психолог и логопед. Они обучают пациента адекватно воспринимать предметы и образно мыслить. Постепенно количество картинок и визуальных рядов увеличивается, тем самым формируется словарный запас.

Какой можно сделать вывод?

Хотя сенсорная афазия — это неприятность, которая может, в принципе приключиться с каждым, не нужно терять надежды.

Можно предпринять профилактические меры: следить за артериальным давлением, избегать травм головы, обращаться к врачу, если у вас появились подозрения или вам стало хуже.

При расстройстве человек не разучивается говорить полностью, но тяжело воспринимать устную речь другого человека, а его собственный лексикон бедный, а мысли сбивчивы.

Все же с помощью логопеда и психолога речь постепенно можно восстановить, главное настойчивость и положительный настрой.

Оцените статью
UfaProNet.ru