Эдипов комплекс что это в психологии

Определение понятия

Эдипов комплекс – это система бессознательных побуждений по отношению к отцу и матери, направленные на завоевание любви родителя противоположного пола и устранение конкурента в виде родителя того же пола, что и дитя. Такое название временному расстройству дал Зигмунд Фрейд, сравнив ситуацию с античным мифом, в котором царь Эдип зверски убил собственного родного отца. На этом царь не остановился и взял в жены собственную матерь.

Суть Эдипова комплекса состоит в том, что мальчик испытывает агрессию по отношению к отцу, т. к. видит в нем потенциального конкурента в завоевании материнского внимания. К маме же ребенок испытывает настоящее недетское сексуальное влечение, и поэтому старается занять место рядом с мамой. У девочек подобное тоже случается. Этот термин в психологии получил название комплекс Электры. К проявлениям этого психического нарушения следует отнести:

  • постоянные капризы;
  • раздражительность и агрессивность;
  • отказ от общения со своими друзьями;
  • чрезмерное внимание в сторону конкретного родителя.

Этот синдром прослеживается в возрасте 5-6 лет. Комплекс проходит лишь тогда, когда ребенок окончательно идентифицирует себя с одним из родителей. Как правило, случается это в подростковом возрасте. Но нередко встречаются и случаи, когда подобное поведение не исчезает. Психология считает, что эти нарушения психики следует срочно лечить.

Автором понятия «Эдипов комплекс» стал Зигмунд Фрейд. Основатель психоанализа назвал таким образом влечение, которое ребенок испытывает к родителю противоположного пола одновременно с желанием избавиться от родителя одного с собой пола. Интересно, что на такие мысли Фрейда натолкнули его личные детские воспоминания.

Фрейд о комплексе

По Фрейду его следует рассматривать как одно из основных понятий психоанализа. Оно основано на двойственном отношении ребенка к собственным родителям. Это проявление влечения у детей, которое сопровождается любовью и ненавистью одновременно по отношению к родителям.

Первые упоминания об этом возникли в письмах врача к коллеге В. Флиссу. Эдипов комплекс Фрейд исследовал на основе самоанализа. Ему удалось вспомнить собственные смешанные чувства любви к матери и ревности ее к отцу. Эдипов комплекс по Фрейду называется так, потому что он сравнил свои чувства с ощущениями героя древнего мифа – царем Эдипом, который убил собственного отца, мешавшего ему сблизиться с матерью.

Зигмунд Фрейд определил, что такая патология может состоять из трех форм: положительной, негативной, пассивной.

  1. Положительная форма наблюдается в том случае, если мальчика влечет в сексуальном плане к матери, ее он ревнует к отцу, которого ненавидит.
  2. Негативная форма проявляется в виде любви мальчика к отцу и неприязни собственной матери.
  3. Существует также пассивная форма (влечение к обоим родителям), которая говорит о том, что уже взрослые сформированные личности будут бисексуалами в дальнейшем.

Развитие личности

Такое «отклонение» играет очень важную роль в развитии ребенка и личности в целом. Фрейд говорил, что рассматриваемый синдром проявляется чаще всего в возрасте от 3 до 5 лет. В это время перед ребенком стоит важная задача: необходимость в развитии и будущем преодолении этого расстройства. Разрушение и устранение такого комплекса у ребенка характеризуется переходом от фаллической фазы сексуальности к скрытой фазе.

Когда наступает этот так называемый латентный период, можно говорить о том, что у ребенка наблюдается нормальное развитие. Если же такая патология не уйдет вовремя в бессознательном детстве, это чревато тем, что пубертатный период приведет к реанимации комплекса, что в будущем повлечет за собой отрицательные последствия.

По словам Зигмунда Фрейда, Эдипов комплекс может реализовываться во снах в сознательном возрасте. Это отрицательно сказывается на сексуальных отношениях с противоположным полом.

Эдипов комплекс

Описание Эдипова комплекса

Проявления у мужчин

Если мальчик в детском возрасте вовремя не смог преодолеть проявлений Эдипова комплекса, то он будет сопровождать мужчину на протяжении всей жизни. Нездоровое влечение к своей матери в интимном плане и неприязнь к отцу, в котором мужчина видит своего соперника, приводят к серьезным последствиям. Взрослый мужчина понимает, что мать предпочтет своего мужа, то есть отца, поэтому у него возникает страх быть неполноценным представителем сильного пола.

В детском возрасте комплекс проявляется в виде особого поведения мальчика, который не хочет уходить от матери, нуждается в ее любви и внимании. То же самое происходит и во взрослом возрасте. Мужчину устраивает то, что мать за ним ухаживает. Но любая нормальная мать без психических отклонений быстро понимает, что это отклонение от нормы и пробует женить сына.

Признаки Эдипова комплекса у взрослых мужчин своеобразны. Они ищут внимания со стороны женщин возраста своей матери. Нередко они отдают предпочтение очень похожим на маму женщинам. Он старается отыскать копию как внешне, так и внутренне.

Если новая «мамочка» будет сильно напоминать прошлую мать, то и отношения будут продолжительными. Но самое страшное для такого мужчины – рождение ребенка, т. к. тогда все внимание перейдет новому члену семьи.

Признаки у женщин

Синдром Электры у взрослых женщин проявляется реже, чем эдипов комплекс у мужчин. Но все же бывает и такое – чрезмерная любовь дочери ко взрослому отцу. Мать превращается в потенциальную конкурентку.

Комплекс сопровождает девочку, девушку и женщину на протяжении всей жизни, и ярче всего проявляется тогда, когда ей или не хватает отцовского внимания, или если отец ушел из семьи.

Это расстройство не дает возможности женщине построить серьезные отношения с мужчиной. Обычно все потенциальные партнеры оцениваются как недостойные. От этого женщины остаются одинокими, т. к. не могут встретить того, кто бы смог играть роль отца.

Фрейд утверждал, что это приводит к тому, что женщины не находят свободного мужчину возраста своего отца и остаются одинокими, отчего сильно страдают в старости.

Комплекс Электры

Женщина с комплексом Электры тянется к старшим мужчинам

Фактически это первая привязанность малыша к одному из своих родителей, которая является проявлением его сексуальности и желанием её выразить. Ребенок, отождествляя себя с каким-либо полом, пытается попробовать найти того, кто будет относиться к нему по-особенному. Чаще всего это родитель противоположного пола. Например, мальчик ощущает сильную привязанность к матери и ревнует её внимание к отцу.

Название данного комплекса пошло от древнегреческого мифа про Эдипа. Это человек, который, сам не ведая того, убил своего отца, а затем женился на матери. Эдип воспитывался отдельно и не знал своих настоящих родителей, по несчастливой случайности он встретился с отцом через много лет и убил его. Потом, не зная правды, женился на своей матери и даже имел детей. Когда позже он выяснил правду о том, что натворил, ослеп, а его жена и мать повесилась.

Естественно, ситуация с Эдиповым комплексом не настолько печальная. Зигмунд Фрейд описывает его как стадию нормального развития мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 5 лет. Кроме того, данный комплекс может абсолютно не проявляться и не вызывать никаких признаков. Известный психоаналитик признает, что такое поведение является универсальным этапом формирования детской психики в этом возрасте. Он на собственном примере указывал, что был действительно очарован матерью и ревновал к отцу.

Официально термин был введен в психиатрию в 1910 году в одной из работ Фрейда, где он рассуждает о формировании предпочтений у мужчин при выборе партнера.

Величайший психиатр всех времен Зигмунд Фрейд положил в основу своего понимания развития психики у человека теорию сексуальности. Согласно ей, ребенок проходит несколько догенитальных стадий до наступления половой зрелости. Соответственно им постепенно развивается его психика.

Если будут происходить какие-то психотравмирующие ситуации или же события, они могут отразиться на будущем малыша. Их проявление зависит от той стадии, в которой ребенок находился в том возрасте:

  • Оральная стадия. Наблюдается в возрасте до полутора лет. Все переживания и познание внешнего мира осуществляются через рот. В этом периоде, согласно Фрейду, ребенок склонен направлять сексуальную энергию на себя. Материнскую грудь как единственный источник удовольствия для себя малыш воспринимает своей и не отделяет. На этой стадии развития психики человека формируются задатки самооценки. Если в этом периоде малыш будет недополучать материнской любви, ласки и внимания, скорее всего он вырастет замкнутым в себе.
  • Анальная стадия. Заменяет оральную до 3 лет жизни малыша. Фрейд считал, что на этом этапе развития ребенка формируется важная привычка — контроль своих физиологических потребностей. Естественно, малыш не стесняется своих действий и, получив от родителей одобрение похода на горшок, старается выполнять свои обязанности. В зависимости от реакции и позиции матери и отца касательно приучивания к горшку можно предположить варианты психического развития. Если ребенка постоянно ругали, наказывали за то, что он не дотерпел до горшка, соответственно, будет более сдержанным в будущем. Если же поощряли правильное поведение, будет более открытым.
  • Фаллическая стадия. Наблюдается в возрасте от 3 до 5 лет. Другими словами, это стадия Эдипова комплекса. В этом периоде дети активно интересуются гендерными различиями, ставят массу вопросов касательно своего появления на свет. Интерес проявляется также к собственному телу, ребенок может начать бессознательно периодически касаться половых органов, что отнюдь не является признаком того, что он извращенец. Это абсолютно нормальная реакция, что позволяет узнавать этот мир и, прежде всего, себя самого. Также наблюдаются первые привязанности. Первая женщина для мальчиков, которая представляет собой цель направления своей сексуальности, является их матерью. Малыш подрастает, осознает свою половую принадлежность и тянется к тому, к кому привязан больше всего. Кроме этого, может испытывать ревность к отцу, который выступает «соперником» в каком-то смысле. Малыш боится лишиться любви к себе, воспринимая её как что-нибудь уникальное, что можно подарить лишь одному человеку.
  • Латентная стадия. Наблюдается от 6 до 12 лет. Если быть точнее, то до начала полового созревания. В этом периоде сексуальность ребенка дремлет и не проявляется. Тогда происходит развитие понимания своего «Я», формируются понятия, каких нужно придерживаться, и рамки, за которые не следует заходить. Так развивается «Сверх-Я» — набор правил и норм поведения, продиктованных окружающими, которые ограничивают возможности проявления своего «Я». То есть, сравнительно с предыдущими стадиями, на которых основными понятиями являлись собственные интересы и удовлетворение примитивных физиологических потребностей, здесь маленький человек начинает развиваться, учитывая специфику социализации в этом мире.
  • Генитальная стадия. Начинается от периода полового созревания и до конца жизни. Проявляется пониманием своих сексуальных потребностей в общении с противоположным полом, а также их реализации. Естественно, это не значит, что с началом полового созревания наступает период, когда человеку необходим секс. Чаще всего нужно просто направить свою симпатию в необходимое русло, оно может проявиться даже в простом общении. Желание проводить время вместе или же осознание первых привязанностей являются теми шагами сексуальности, которая реализовывается.

Проявления Эдипова комплекса могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его родителей, способа воспитания и степени либеральности в семье. Также по-разному могут себя вести мальчики и девочки, которые находятся в этом периоде.

Для обоих полов характеры некоторые изменения в поведении, что могут указывать на развитие Эдипова комплекса:

  1. Раздражительность. Ребенок может вести себя нервно, так как находится в условиях постоянного психологического давления. Ему сложно справиться с внезапно возникшими чувствами, ощущениями, в том числе и ревностью.
  2. Капризы. Малыш может отказываться выполнять что-либо, если рядом не будет отец/мать. Добиться внимания от родителя, к которому сформировалась такая привязанность, ребенок пытается любым способом.
  3. Трудности с прощаниями. Например, если мама или папа уходят на работу. Ребенку очень сложно смириться с тем, что нужно отпустить дорогого человека на целый день. Возникает чувство собственности, и малыш постоянно будет раздражаться, когда объект его привязанности отлучается. Для Эдипова комплекса характерно то, что это будет только один из родителей и такой симптом развивается в возрасте ребенка от 3 до 5 лет.
  4. Отказ от общения со сверстниками. Частым симптомом также может быть нежелание ребенка играть и контактировать со своими одногодками. Малыш отдает предпочтение одному из родителей, вместо того, чтобы повеселиться с друзьями.

Для мальчика мать с самого рождения — самый близкий человек, который всегда рядом. В фаллической стадии психического развития по Фрейду происходит осознание того, что мама ещё и женщина. Её родительская любовь и забота расценивается как единственная симпатия, которая возникает в этом периоде. Ребенок, который не способен различать эти разновидности любви, воспринимает её на свой счет как что-либо уникальное и не позволяет никому получать такую же.

Ревность к отцу проявляется раздражительностью, постоянным плачем, как только он пытается отнять от малыша внимание матери, отвлекает её или просто разговаривает. На тот момент ребенок воспринимает себя с матерью единственным целым и не допускает даже возможности поделиться.

Отец является представителем того же пола и может составлять конкуренцию за внимание мамы малыша. То есть маленькая идиллия, которую ребенок составляет в голове, не допускает вариантов соперничества. Мальчик не хочет впускать кого-либо ближе, чтобы не разрушить ту связь с матерью, которая ему известна.

Вариант Эдипова комплекса также может присутствовать в развитии девочек. В возрасте от 3 до 5 лет они начинают ассоциировать себя с женским полом. Они осознают свою схожесть с матерями, и первая привязанность с ними постепенно перерастает в нечто большее. Девочки копируют поведение матери, наследуют её предпочтения и манеры. Кроме того, они начинают анализировать её выбор спутника жизни и их отца.

В этом периоде формируется идеология настоящего семейного счастья, которое олицетворяет в себе для девочек их папа. Он тот образец или даже прототип, который подсознание сохранит на всю жизнь. В будущем девочка будет искать свою половинку, так похожую на отца. Также может ревновать его к матери.

Внимание со стороны мужского пола, даже если это папа, всегда будет важно для ребенка в таком возрасте. В случае если поведение отца будет далеким от идеала и девочка со временем станет относиться к нему как минимум негативно, это скажется на её будущем. Она будет испытывать трудности в выборе партнера и не сможет довериться из-за того, что не был правильно сформулирован идеальный прототип того, кто должен быть рядом.

Избавление от проблемы

Как только родитель заметил особое отношение к себе со стороны ребенка, следует сразу же начать наблюдать за его дальнейшим поведением. Дабы не допустить, чтобы эдипов комплекс сопровождал дитя на протяжении всей жизни, следует знать, как вовремя избавиться от подобной проблемы.

  1. Следует установить доверительные отношения с ребенком. Хотя бы один родитель должен уметь говорить о той или иной волнующей ребенка теме. Многие дети чувствуют себя очень одинокими, т. к. не могут справиться со своими переживаниями сами. Налаженный контакт гарантирует, что дитя сможет избавиться от комплекса.
  2. Нельзя забывать о внимании. Комплекс Эдипа затягивается из-за недостатка внимания родителя противоположного пола. В будущем уже взрослый мужчина или взрослая женщина будет искать замену маме или папе.
  3. Также следует обеспечить ребенку нормальную социализацию. Ребенок не должен общаться только в узком семейном кругу. Вступая в контакт с другими детьми, девочки и мальчики отвлекаются от своей любви к родителям и неполучения достаточного внимания.
Дети играют

Для детей важно общаться со сверстниками

Заключение

Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет особое поведение к родителям, он переживает эдипов комплекс. Чтобы не испортить ему дальнейшую жизнь, следует следить за протеканием комплекса, и в случае необходимости приступить к психотерапевтическому лечению. Вероятно, вам придется обратиться к детскому психологу. Нужно помнить, что во взрослом возрасте устранить этот порок будет практически невозможно.

Если не искоренить проблему ребенка изначально, беды могут начаться и у родителей. Так, у родителя часто развивается комплекс отца – он винит себя в том, что ребенок испытывает к нему влечение, погружается в депрессию и не может помочь даже себе.

Советы родителям

В фаллическом периоде психического развития ребенка по Фрейду следует внимательно отнестись ко всем проявляющимся симптомам. Периодично возникающие признаки Эдипова комплекса могут вызвать негативную фиксацию на переживаниях и стать одной из причин развития в будущем различных психических расстройств.

Именно поэтому родителям нужно знать, как избавиться от Эдипова комплекса их детям:

  • Доверие. Прежде всего необходимо убедиться, что ребенок действительно сможет поговорить хотя бы с одним из родителей в том случае, если ему это будет необходимо. Большинство детей чувствует себя одинокими, они не способны выражать переживания своим отцам и матерям. Если же контакт налажен, то избавиться от таких симптомов будет куда проще.
  • Внимание. Чаще всего ревность и привязанность к одному из родителей может возникать из-за недостатка внимания. Дети сами додумывают историю. Например, мальчик думает, что мама его не любит, так как папу. Следует не обделять вниманием малыша и постараться больше времени проводить вместе (втроем, если нет других детей). Необходимо настроить здоровые отношения между всеми членами семьи, выработать такие схемы поведения, которые бы удовлетворяли каждого.
  • Общение. Если все вопросы, что беспокоят малыша, остаются не отвеченными, он сможет придумать себе другое объяснение, которое не всегда является правильным. Например, если девочка не понимает, почему папа иногда хочет поговорить с мамой, не посвящая её в подробности, она может решить, что её не любят. На подсознательном уровне ребенок станет ревновать свою мать к отцу, который является её образцом идеального мужчины. Правильно объяснив различие между любовью к детям и к супругу, можно помочь малышу осознать свое место в сложной цепочке человеческих взаимоотношений.
  • Социализация. Нельзя, чтобы малыш рос в закрытом семейном кругу, где он сможет лицезреть только один тип любви. Следует записать его в садик, разнообразные кружки, где у него будет возможность пообщаться со своими сверстниками, завести друзей. Таким образом, можно достичь значительного уменьшения проявлений Эдипова комплекса.

Значение для человека

Эдипов комплекс

Проявление комплекса становится заметно в возрасте 3-5 лет, когда, согласно периодизации Фрейда, личность находится в фаллической, крайне важной для дальнейшего состояния психики, стадии развития. Этот период ознаменован возникновением интереса к отношениям полов и формированием Сверх-Я, контролера и цензора личности.

Подсознательный страх кастрации и боязнь наказания за недозволенные влечения к матери становятся силой, подавляющей Эдипов комплекс у мальчиков. Девочки же, по мнению Фрейда, воспринимают кастрацию как уже произошедшее событие, ведь пениса у них нет. Девочки одновременно испытывают и зависть, и влечение к отцу; в конце концов зависть к пенису переходит в желание получить от отца собственного ребенка, а комплекс медленно угасает.

Рекомендуем: Что значит: маскулинность?

Несмотря на эту разницу, Фрейд рассматривал комплекс применительно к ребенку любого пола на одинаковых основаниях. Назвать Эдипов комплекс у девочек комплексом Электры предложил не он, а Карл Густав Юнг. Фрейд, кстати, термин не оценил.

Полиморфная инфантильная сексуальность

Зарождение Эдипова комплекса

В. А. Нагорнов. Мать и дитя

«Общение ребенка со своими няньками составляет для него беспрерывный источник сексуального возбуждения и удовлетворения через эрогенные зоны, тем более, что эта нянька ‒ обыкновенно это бывает мать ‒ сама питает к ребенку чувства, исходящие из области ее сексуальной жизни, она ласкает, целует и укачивает его и относится к нему совершенно явно, как к полноценному сексуальному объекту.»(“Три очерка по теории сексуальности”)

Фрейд расширил сексуальность до нежности и, вообще любви, или, если выражаться точнее, объявил сексуальное влечение основным жизнеобразующим влечением человека, квинтэссенцией всех его помыслов и интенций, назвав его либидо. Этим Фрейд навлек на психоанализ гнев его противников, обвиняющих его в пансексуализме и сексуализации детского развития.

Современные психоаналитики предпочитают прятать концепцию Фрейда о центральной роли сексуальности в развитии ребенка за введенным Фрейдом психологизмом “психосексуальность”. При этом Фрейд особо подчеркнул не только роль сексуальности в развитии ребенка, но и то, что «конечное состояние инфантильной сексуальности (приблизительно в пятилетнем возрасте), приближается к окончательному формированию сексуальности у взрослого» (“Инфантильная генитальная организация”).

Рано или поздно ребенок сталкивается с приятными ощущениями в области гениталий, уже вне связи с собственно процессом мочеиспускания, это может быть обусловлено как гигиеническими процедурами, проводимыми воспитателями, так и в результате самостоятельного исследования собственного тела. Прикосновения к гениталиям доставляет ребенку особое наслаждение, побуждая к мастурбации. Так постепенно формируется примат генитальности над полиморфной сексуальностью как основа взрослой сексуальной жизни.

«Если и не достигается настоящего объединения частичных влечений под приматом гениталий, то все же на кульминационном пункте всего хода развития инфантильной сексуальности интерес к гениталиям и пользование ими приобретает господствующее значение, мало уступающее их значению в период половой зрелости.»(“Инфантильная генитальная организация”. Фрейд)

«Желание иметь с матерью ребенка всегда присутствует у мальчика, желание иметь ребенка от отца неизменно наличествует у девочки, и это при полной неспособности внести для себя ясность по поводу того, каким путем можно прийти к исполнению этого желания. То, что гениталии должны иметь к этому какое-то отношение, для ребенка, как будто, несомненно, хотя его размышления на этот счет могут заставить его искать суть предполагаемой между родителями интимности и в иного рода отношениях, – например, в том, что они спят вместе, в совместном мочеиспускании и тому подобном…»(“Ребенка бьют”. Фрейд)

Способ рождения у маленького ребенка тоже порождает много теорий, например, что ребенка вынимают из груди или живота посредством операции, или что он рождается через прямую кишку (теория клоаки, верная для определенных видов животных).

Таким образом, хотя сексуальность ребенка и приближается к сексуальности взрослого, мальчик еще не знает, как использовать свой пенис, а девочка еще не знает о существовании вагины по причине особенностей ее анатомического расположения.

Воспитателями, так или иначе, подчеркивается запрет на все, что связано с гениталиями, что только подогревает интерес к исследованию в этой области со стороны ребенка. По мнению Фрейда, история мальчика в этом месте расходится с историей девочки.

«В течение этого исследования мальчик приходит к открытию, что пенис не составляет общего достояния всех сходных с ним существ. Толчком к этому служит то, что мальчик случайно заметил, как выглядят гениталии маленькой сестры или подруги. Наблюдательные мальчики уже до того, на основании своих наблюдений при мочеиспускании девочек, видя другое положение и слыша другой шум, начинают подозревать, что здесь имеется что-то другое, и стараются тогда повторить эти наблюдения с целью выяснения положения вещей.

Известно, как они реагируют на это отсутствие пениса. Они не приемлют этот недостаток, считают, что все-таки видят орган, маскируют противоречие между наблюдением и своей предвзятостью соображением, что орган еще мал и вырастет, и постепенно приходят к заключению, важному в аффективном отношении, что он по крайней мере имелся и затем его отняли.

Мальчик не обнаруживает у девочки такого же полового члена, как у себя, из чего делает вывод, что девочке его отрезали. Раз отрезали девочке – могут отрезать и ему. Так Фрейд объясняет рождение кастрационного страха у мальчика. Все последующее развитие мальчика, вплоть до гибели Эдипова комплекса, по мнению Фрейда, будет сопровождаться страхом кастрации. А что же девочка, каково ее отношение к отличиям в строении гениталий в сравнении с мальчиком, по мнению Фрейда?

«Комплекс кастрации у девочки тоже возникает благодаря тому, что она видит гениталии другого. Она сразу же замечает различие… Она чувствует себя глубоко обделенной, часто дает понять, что ей тоже хотелось бы “иметь такое же”, в ней появляется зависть к пенису, которая оставляет неизгладимые следы в ее развитии и формировании характера…»(“Введение в психоанализ”)

То есть, по мнению Фрейда, девочка считает себя уже кастрированной, и все, что остается девочке ‒ это завидовать мальчику. Зависть к пенису ‒ центральное понятие в концепции Фрейда о кастрационном комплексе у девочки. Это связано, по мнению Фрейда, с тем, что существование вагины для девочки остается тайной в силу ее особенностей анатомического расположения.

Это очень важное допущение, на котором строится все дальнейшее построение концепции Эдипова комплекса для девочки в классическом психоанализе (чему будет посвящена специальная статья в этом цикле). Клитор, как считает Фрейд, девочка находит слишком малым, что только разжигает зависть к большому пенису мальчика.

По мнению Фрейда для обоих полов значимым оказывается только один орган ‒ пенис (фаллос). То есть, девочка для Фрейда оказалась всего лишь “кастрированным мальчиком”.

«Основной характер этой инфантильной генитальной организации составляет одновременно ее отличие от окончательной генитальной организации взрослых. Он заключается в том, что для обоих полов играют роль только одни гениталии, мужские. Существует не примат гениталий, а примат фаллоса»(“Инфантильная генитальная организация”)

Инфантильная генитальная организация содержит в своей основе примат фаллоса, как для мальчика, так и для девочки. Таким образом Фрейд вводит понятие кастрационного комплекса: для мальчика он заключается в страхе потерять пенис, а все что остается “кастрированной” девочке ‒ это зависть к пенису, которым обладает мальчик. Эта стадия психосексуального развития (с трех до пяти лет), названная Фрейдом фаллической, совпадает с кульминацией Эдипова комплекса.

Все описанное выше относится к, так называемому, прямому или позитивному Эдипову комплексу.

Оцените статью
UfaProNet.ru