Эмоциональная депривация у детей

Депрессия

Общие сведения

Термин «депривация» происходит из латинского языка, означает «лишение», «потерю». Родительская депривация – лишение ребенка взаимодействия с родителями. Синонимичное название – синдром недолюбленности. В 60-70 годах прошлого столетия врачи начали признавать, активно изучать роль эмоциональной близости родителей в психическом развитии ребенка.

Установлено, что недостаток любви, заботы, привязанности, телесных контактов приводит к нарушениям психического здоровья детей. Данные о распространенности родительской депривации отсутствуют – легкие проявления переживаются в рамках семьи, тяжелые случаи выявляются на поздних стадиях при выраженной задержке психического развития, эмоционально-поведенческих нарушениях.

Родительская депривация

Родительская депривация

на тему: «Влияние эмоциональной депривации на формирование личности»

Дипломник                                                                             

                                                       гр. ГПС-511

Научный руководитель                               Гребенникова Н.В.

Эмоциональная депривация у детей

к.пс.н., доцент

Рецензент                                                 

Ведущий научный сотрудник лаборатории

психофизиологического отбора,коррекции и управления

функциональным состоянием отраслевого

научно-практического центра психофизиологии

труда ОАО «РЖД»

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Москва 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Эмоциональная депривация у детей

                                                                                       стр

Введение ………………………………………………………………………….3

1  Влияние эмоциональной депривации на развитие личности……………8

    1.1 Проблема эмоциональной депривации в современной психологии…..14

    1.2 Психология детско-родительских отношений………………………….20

    1.3 Анализ представлений об одиночестве в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………………….35

    1.4 Влияние нарушений типов семейного воспитания на формирование акцентуаций характера…………………………………………………………42

 2  Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональной депривации, акцентуаций характера и субъективного чувства одиночества……………………………………………………………………..49

    2.1 Программа эмпирического исследования………………………………49

    2.2 Описание методик исследования………………………………………..50

    2.3 Методы эмпирического исследования………………………………….52

    2.4 Анализ результатов исследования………………………………………52

    2.5 Корреляционный анализ…………………………………………………65

Заключение………………………………………………………………….….78

Список использованной литературы………………………………………..81

Приложение А Описание методик исследования……………………………..86

Приложение Б Индивидуальные результаты испытуемых…………………..93

pdf

Приложение В Данные U-критерия Манна-Уитни…………………………..101

Приложение Г Данные корреляционного анализа……………………………110

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Введение.

Актуальность исследования. В современном обществе все больше внимания уделяется семейным отношениям, проблемам семьи. Смена отношений внутри семьи, утеря идеалов и образцов для подражания, изменения уклада общественной жизни, усиливают проблему влияния детско- родительских отношений в семье на формирование личности  ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах его взросления и развития. К ранним этапам развития относятся – младенчество (1-ый год жизни), раннее детство (1 – 3 года), игровой возраст (3 – 6 лет) [76].

Установлено, что огромную роль в формировании личности ребенка на ранних этапах развития играет семья: эмоциональный климат в семье, отношение родителей к ребёнку, отношение родителей друг к другу [77].

А как же обстоит дело с людьми на более поздних этапах развития? Влияют ли на них родительское воспитание, взаимоотношения в семье? Остановимся на одном из самых важных этапах развития личности – подростковом возрасте.

Границы подростничества в различных периодизациях разнятся.  Новые исследования британских учёных говорят о том, что подростковый период заканчивается в 25 лет, а не в 18, как было принято считать до этого. Этому выводу есть два объяснения: 1.Окончательное формирование мозга происходит не к 18 годам, а позже.

Подростки, находящиеся в условиях неполноты атмосферы эмоциональной теплоты и не ощущающих привязанности к  отцу и матери, может нарушаться ход нормального развития личности как следствие эмоциональной депривации. Развитие Я-концепции  как регулятора поведения и деятельности в большой степени зависит от микросоциальной среды, влияющей на социальную адаптацию личности подростка, а недостаток эмоциональных контактов с родителями ограничивает вероятность самореализации и усвоения социального опыта.

Таким образом, требуется пристальное внимание к взаимозависимости феномена эмоциональной депривации и развития личности, и особенно в подростковом возрасте, который является одним из главнейших периодов становления самосознания личности.

Для зарубежной и отечественной психологии, в общем, проблематика негативного влияния отношения родителей на развитие и формирование личности детей подросткового возраста, новой не является. Некоторые  аспекты и вопросы этой проблемы в той или иной степени уже изучались ранее не только психологами, но и социологами, философами, психиатрами.

Можно утвердить, что в науке сложились серьезные теоретические предпосылки решения данной проблемы. Так, исследования влияния депривационных, ограниченных условий на развитие подростков осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых нужно выделить многочисленные работы по психиатрии (В.И. Гарбузов, А.И.

Захаров), социальной психологии (Ш.А. Амонашвили, И.С. Кон) [33]. Влияние роли родительских установок на развитие различных сторон личности ребенка и подростка изучается в педагогической (Л.С. Алексеева, М.А. Дмитриева), социологической (К.Ю. Добрин, З.А. Янкова), медицинской (Д.Д. Исаев, В.Л. Юлдашев), литературе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В теориях отечественных психологов рассматриваются депривационные искажения в личности подростка, в результате отрицательного влияния родителей, и впоследствии реализующиеся в поведении. (А.И. Алексеев, И.В. Дубровина[20]). Динамично исследуется родительская система воспитания в качестве вида депривационных воздействий на детей подросткового возраста, психологический климат внутри семьи (Л.А. Алексеева, Т.П. Гаврилова, В.А. Гурьева, В.Н. Дружинин, Б.С. Круглов, Т.М.Мишина, Т.В. Поздеева, А.С. Спиваковская, О.Н. Шаховская). Исследуются и другие аспекты развития личности подростков под влиянием депривационных условий.

При всём том, несмотря на немеркнущий интерес к проблеме развития детей подросткового возраста в условиях депривации и большого количества работ по этой теме, недостаточно разработаны теоретические аспекты проблемы влияния эмоциональной депривации на становление  подростков. Во-первых, эмпирические исследования в основном ограничиваются младшим школьным возрастом (этапом формирования самосознания ребенка), тем самым предполагается, что дефицит эмоциональных контактов в семье оказывает незначимое влияние на развитие детей на более поздних этапах взросления, а поэтому не нуждается в специальном изучении.

Проблема исследования заключается в том, что недостаточно сведений о том, каким образом эмоциональная депривация влияет на формирование характера и на субъективное ощущение одиночества  у подростков.

Ведь для полноценного развития ребенка от младенчества до подростничества должна быть удовлетворена, прежде всего, потребность в любви, признании, эмоциональных контактах. Неудовлетворение этой потребности оказывает отрицательное влияние на развитие личности и ведёт к появлению эмоциональной депривации.

Объект исследования: процесс формирования личности.

Предмет исследования: эмоциональная депривация, как фактор, влияющий на субъективное ощущение одиночества и акцентуируемые черты характера подростков.

Цель: определить влияние феномена эмоциональной депривации на формирование акцентуаций характера и субъективного чувства одиночества у подростков.

Для реализации  поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме эмоциональной депривации и одиночества.
  2. Рассмотреть детско-родительские отношения и стили семейного воспитания с точки зрения их влияния на формирование личности.
  3. Исследовать особенности акцентуаций характера и проявлений субъективного чувства одиночества у подростков из полных и неполных семей.
  4. Выявить корреляции восприятия подростками особенностей воспитательного воздействия родителей с акцентуациями характера.
  5. Изучить взаимосвязь восприятия подростками особенностей воспитательного воздействия родителей и проявлений субъективного чувства одиночества.

6.Исследовать особенности в проявлении акцентуаций характера и субъективного чувства одиночества у подростков в зависимости от отношения к ним со стороны матери и отца.

Гипотеза исследования:

  1. У подростков из полных и неполных семей выявляются различия в проявлении акцентуаций характера и уровне субъективного чувства одиночества.
  2. Существуют стили воспитательного воздействия с разной степенью выраженности признаков эмоциональной депривации, которые играют существенную роль в формировании сопряжённых с ними личностных характеристик (акцентуаций характера и субъективного чувства одиночества).
  3. Существуют различия в проявлении акцентуаций характера и субъективного чувства одиночества у подростков в зависимости от отношения к ним со стороны матери и отца.

1.Тест-опросник  «Акцентуации характера и темперамента личности». Г. Шмишека, К. Леонгарда.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

2.«Поведение родителей и отношение подростков к ним»                            Л.И.Вассермана

  1. Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
  2. Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина).

Теоретическая значимость исследования заключена в изучении феномена эмоциональной депривации и представлении взаимосвязи стилей семейного воспитания с акцентуациями характера и субъективным чувством одиночества у подростков.

Практическая значимость исследования: предложенный в ходе исследования блок диагностических методик возможно использовать для диагностики эмоциональной депривации на ранних стадиях формирования с целью выявления новых ресурсов эффективности психологического воздействия, направленного на гармонизацию личности  детей подросткового возраста, нормализацию межличностных отношений, снижение эмоционального дискомфорта.

1 Влияние эмоциональной депривации на развитие личности

  • Проблема эмоциональной депривации в современной психологии

Термин «депривация» достаточно популярен в психологической литературе, особенно в последние годы. Однако в формулировке данного понятия нет единства. В переводе с английского «депривация» (deprivation) обозначает лишение либо потерю. В основе данного термина имеется латинский корень «privare» – «отделять». А префикс «de» усиливает значения корня [29].

Причины родительской депривации

Основная причина – отсутствие возможности удовлетворить психологические потребности в любви, привязанности, общении. Дополнительными факторами риска становятся особенности нервной системы, темперамент, адаптационные возможности ребенка. Рассматривая депривацию как двусторонний процесс – воздействие стимула и формирование ответной реакции – выделяют ряд причин:

  • Недостаточная привязанность родителей. Отец и мать не проявляют любви к малышу. Явление распространено в семьях с нежеланным ребенком, при психических расстройствах, алкоголизме, наркомании родителей.
  • Длительная разлука. Депривация развивается при продолжительном пребывании в стационаре, учебном учреждении закрытого типа. Проявляется эмоциональными расстройствами.
  • Отсутствие родителей. Ранняя смерть отца и матери, отказ от ребенка становятся ключевыми факторами депривации. В домах малютки, детских приютах эмоциональные потребности удовлетворяются недостаточно.
  • Конституционально-наследственные особенности. Дети с неустойчивым слабым типом ЦНС более восприимчивы к влиянию депривационного фактора. Они менее пластичны, хуже адаптируются к изменяющимся условиям. Непродолжительное отсутствие мамы с папой (госпитализация, вынужденный отъезд) отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии.
  • Состояние здоровья. Негативное влияние депривации быстрее проявляется у детей с неврологическими, соматическими заболеваниями. Больной ребенок больше нуждается во внимании, заботе родителей, острее переживает невозможность удовлетворения данных потребностей.

2.2.3  Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

Данный  диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.

2.2.4. Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина)

Данный опросник предназначен для определения глубины переживания одиночества и его вида. Подразделяются шкалы на диффузное, отчуждающее и диссоциированное одиночество, субъективно позитивное одиночество [30].

2.3 Методы эмпирического исследования.

При обработке результатов использовался комплекс статистических методов

  • ​ U – критерий Манна-Уитни используется для оценки различий между двумя выборками по уровню выраженности признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра.
  • ​ Метод ранговой корреляции Спирмена, позволяющий определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя профилями признаков.
  • ​ При обработке результатов использовались компьютерные программы MS Office Excel 2007, Statistica 7.0.

2.4 Анализ результатов исследования.

В исследовании принимали участие 80 студентов, из них 40 парней, и 40 девушек. Возраст студентов 17-18 лет. Характеристика выборки: студенты Московского Государственного Университета Путей Сообщения.

В ходе исследования было выявлено, что из 40 парней – 9 человек из неполных семей, из 40 девушек – 11 человек из неполных семей.

Исследование проводилось в первой и второй половине рабочего дня.

Исследование наличия акцентуаций характера у подростков из полных и из неполных семей (приложение Б).

Чтобы выяснить, согласно поставленной задаче, какие акцентуации характера проявляются ярче у подростков из полных семей, были подсчитаны средние значения по наличию у них акцентуируемых черт характера (рисунок 1). Так же было подсчитано  процентное соотношение акцентуируемых черт характера (таблица 1, таблица 2).

По средним значениям в исследуемых группах среди подростков из полных семей у мальчиков преобладают гипертимность и аффективность.

Таблица 1- Процентное представление результатов по шкалам «акцентуации характера» в группе мальчиков-подростков из полных семей.

Акцентуации характера

Высокие показатели(%)

Средние показатели(%)

Низкие показатели(%)

демонстративность

16

47

37

застревание

6

72

22

педантичность

3

56

41

неуравновешенность

6

34

60

гипертимность

28

56

16

дистимичность

3

22

66

тревожность

0

22

72

циклотимичность

3

75

22

аффективность

13

81

6

эмотивность

6

50

44

У мальчиков из полных семей преобладает эмоциональность, приподнятое настроение, чувствительность, отзывчивость, сопереживание людям, впечатлительность, мягкосердечность. Характеризуются большой подвижностью, общительностью, выраженностью невербальных компонентов общения. Везде вносят много шума, стремятся к лидерству.

У девочек из полных семей преобладают гипертимный, аффективный, циклотимичный, эмотивный типы акцентуаций характера.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Таблица 2 –  Процентное представление результатов по шкалам «акцентуации характера» в группе девочек-подростков из полных семей.

Акцентуации характера

Высокие показатели(%)

Средние показатели(%)

Низкие показатели(%)

демонстративность

17

52

31

застревание

21

69

10

педантичность

4

41

55

неуравновешенность

10

66

21

гипертимность

45

52

3

дистимичность

13

9

72

тревожность

21

52

24

циклотимичность

31

55

14

аффективность

41

55

4

эмотивность

31

66

3

Таких людей отличает  большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Для них характерны улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. При том, они впечатлительны и слезливы. Самооценка повышена, не всегда  серьезно относятся к своим обязанностям.

В среднем по группе акцентуации характера ярче выражены у девочек.

Рисунок 1 Средние значения по шкалам «акцентуации характера» в группах мальчиков и девочек из полных семей.

Чтобы выяснить, какие акцентуации характера проявляются ярче у подростков из неполных семей были подсчитаны средние значения по наличию у них акцентуируемых черт характера (рисунок 2). Так же было подсчитано  процентное соотношение акцентуируемых черт характера (таблица 3, таблица 4).

У мальчиков из неполных семей ярко выражены акцентуации характера: гипертимность и аффективность;

Мальчикам из неполных семей свойственна высокая контактность, словоохотливость, большая подвижность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Везде вносят много шума, любят компании сверстников. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, у них большое стремление к самостоятельности. Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Таблица 3 –  Процентное представление результатов по шкалам «акцентуации характера» в группе мальчиков-подростков из неполных семей.

Акцентуация характера

Высокие показатели(%)

Средние показатели(%)

Низкие    показатели(%)

демонстративность

0

37,5

62,5

застревание

25

50

25

педантичность

0

50

50

неуравновешенность

0

75

25

гипертимность

62,5

37,5

0

дистимичность

0

12,5

87,5

тревожность

0

25

75

циклотимичность

0

50

50

аффективность

37,5

62,5

0

эмотивность

0

87,5

12,5

У девочек из неполных семей ярче выражены следующие акцентуации характера: циклотимичность, аффективность, гипертимностьи эмотивность.

Таких людей отличает общительность, даже болтливость, большая активность, выраженность жестов. Этим девочкам свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Для них характерны улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. При том, они впечатлительны и слезливы. Не всегда строги к себе и своим обязанностям.

Таблица 4.  Процентное представление результатов по шкалам «акцентуации характера» в группе девочек-подростков из неполных семей.

Акцентуация характера

Высокие баллы(%)

Средние баллы(%)

Низкие    баллы(%)

демонстративность

18

36

45

застревание

9

64

27

педантичность

0

27

73

неуравновешенность

0

64

36

гипертимность

9

82

9

дистимичность

0

18

73

тревожность

0

45,5

54,5

циклотимичность

27

73

0

аффективность

27

73

0

эмотивность

27

64

9

В среднем по группе акцентуации характера ярче выражены у мальчиков.

Рисунок 2 Средние значения по шкалам «акцентуации характера» в группах мальчиков и девочек из неполных семей.

Согласно проведенному анализу по U-критерию Манна-Уитни, в полных семьях у девочек тревожность достоверно выше, чем у девочек из  неполных семей (U=374, p=0,05), (приложение В).

Это может быть связано с тем, что после развода, к которому как правило приводят многочисленные конфликты в семье, а значит и повышение невротизации ребенка, жизнь становится спокойнее. Ведь не всегда  имея двух родителей, ребёнок  получает столько внимания, сколько дал бы один из родителей.

Источниками конфликтных напряжений являются: придирчивость; излишняя   требовательность, подавление, невнимание; неуступчивость; различный подход к интимным отношениям; особенности характера; недостаточное участие в жизни семьи; диктат; и т.д. На первом месте конфликт мотивируется особенностями характера супругов;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Таким образом, ребёнок постоянно находится в стрессовых ситуациях, глубоко переживая разногласия между родителями, так же ребенок не получает достаточного внимания со стороны отца и матери, а еще может винить себя в родительских ссорах. Все эти факторы приводят к тому, что ребёнок становится тревожным.

Как говорилось выше, после развода жизнь для ребенка становится спокойнее, и,  вероятно, мать начинает полностью эмоционально сосредотачиваться на ребенке.

Так же мы выяснили, что в у мальчиков из неполных семей (в сравнении с мальчиками из полных семей) достоверно более выраженными оказываются такие черты характера как неуравновешенность (U=76, p=0,05), гипертимность (U=68, p=0,05)  тревожность (U=72,5, p=0,05), аффективность (U=77, p=0,05), субъективное чувство одиночества (U=72, p=0,05).

Таким образом, можно говорить о том, что для мальчиков лишение эмоционального отношения со стороны отца более неблагоприятно, чем для девочек.

Наличие отца позволяет дать выход естественной агрессивности сыновей. Когда нет отца, сын не может в должной мере проявить импульсивность своего пола [43]. Он постоянно будет испытывать на себе запреты матери.  Сыновья, не получившие должной отеческой опеки: они не уверены в себе; им тяжело дается подчинение и уважение к авторитетам, а также завоевание собственного авторитета;

Исследование проявлений одиночества у подростков из полных и из неполных семей (приложение Б).

Что бы выяснить, согласно поставленной задаче, имеются ли различия в уровне субъективного ощущения одиночества подростков из полных и неполных семей были подсчитаны средние значения по переживанию субъективного одиночества. Так же было подсчитано  процентное соотношение видов одиночества (рисунок 3, рисунок 4).

Рисунок 3 Процентное представление результатов по шкале «субъективное ощущение одиночества» в группах подростков из полных семей.

Субъективное ощущение одиночества присуще практически в равной степени как мальчикам, так и девочкам в полных семьях.

Рисунок 4 Процентное представление результатов по шкале «субъективное ощущение одиночества» в группах подростков из неполных семей.

В неполных семьях субъективное ощущение одиночества выражены сильнее у девочек, чем у мальчиков.

Так же мы рассмотрели, какие из видов одиночества проявляются ярче у подростков из полных и неполных семей. Для этого были подсчитаны средние значения по переживанию каждого из видов одиночества по отдельности.  

На диаграмме наглядно показано, что по суммарному проценту, на первом месте у мальчиков из полных семей стоит диссоциированное переживание одиночества (рисунок 5).

Рисунок 5 Процентное представление результатов по шкалам «виды одиночества» в группах мальчиков из полных семей.

На диаграмме наглядно показано, что по суммарному проценту, на первом месте у девочек стоит диссоциированное переживание одиночества и субъективно позитивное одиночество (рисунок 6).

Патогенез

Среди исследований патогенеза родительской деривации распространена теория Э. Эриксона: отсутствие материнской любви формирует базисное недоверие к миру. Данное чувство проявляется боязливостью, подозрительностью, пассивностью, стремлением к избеганию незнакомых ситуаций. Недостаток телесных, слуховых, зрительных контактов с родителем создает ощущение психологического дискомфорта, способствует формированию эмоциональной неустойчивости, нарушений режима сна-бодрствования.

Ребенок становится чрезмерно беспокойным, импульсивным, плаксивым, отказывается устанавливать контакт, не проявляет познавательного интереса. В период раннего детства развивается первичное ощущение собственной неуспешности, переживание нестабильности, страха, обиды. Родительская депривация негативно влияет на процесс развития в промежутке с рождения до старшего подросткового возраста.

Классификация

По степени выраженности родительская депривация бывает полной и частичной. Полная (абсолютная) возникает при отказе матери и отца от прав, отрыве ребенка от семьи, смерти родителей. Частичный вариант – отношения обеднены эмоционально, но близость сохраняется, физически члены семьи находятся рядом. По содержанию выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная. Характеризуется невозможностью удовлетворить потребность в ощущениях. Проявляется недостатком прикосновений, объятий, поглаживаний, взглядов.
  • Когнитивная. Представлена отсутствием возможности познавать родителя, через него – окружающий мир. Проявляется отставанием развития интеллектуальных функций.
  • Эмоциональная. Наиболее выраженный компонент материнской депривации. Формируется при невозможности почувствовать близость, принятие, любовь, одобрение, поддержку.
  • Социальная. Определяется лишением возможности выполнять социальную роль (сын, дочь). Отражается на поведении ребенка, отношениях с окружающими.

Симптомы родительской депривации

Изменения возникают в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере. У младенцев снижена двигательная активность, позже формируется навык сидения, ходьбы. Интерес к игрушкам, ярким предметам, новым звукам снижен. Выражены вегетативные нарушения – частые срыгивания, нарушения стула, беспокойный сон, плохая терморегуляция. Комплекс оживления развивается к 4-5 месяцам, слабый. Эмоциональная неустойчивость проявляется плачем, криками. Гуление, лепет возникают на 1-2 месяца позже нормы.

Дети раннего возраста и дошкольники испытывают трудности социальной адаптации, с трудом устанавливают контакты, часто подозрительны, насторожены, боязливы. Редко проявляют инициативу, несамостоятельны. В зависимости от темперамента становятся замкнутыми, молчаливыми либо агрессивными, импульсивными. Эмоции неустойчивы, часто отмечаются вспышки негодования, гнева, плач. Аффективные расстройства представлены детскими страхами, повышенной тревожностью. Самооценка заниженная, чувство недоверия к обществу формирует искаженный образ Я как неудачника, неспособного контролировать происходящее, влиять на результат собственных действий. Выраженность задержки умственного развития зависит от окружающей обстановки, наличия педагогов. Кроме ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения, поведенческие и невротические расстройства.

В младшем школьном и подростковом возрасте проблемы идентичности провоцируют эмоционально-личностные расстройства. Ребенок, подросток испытывает трудности принятия социальных ролей – ученик, друг, знакомый. Отсутствует опыт выстраивания отношений, поэтому дети в ситуациях межличностного взаимодействия часто ведут себя неадекватно: убегают, прячутся, отворачиваются, грубят, обзывают, проявляют физическую агрессию. Дружеские предложения воспринимают насторожено, отвечают отказом. В коллективе у них формируется позиция изгоя, агрессора. К проблемам социального характера добавляется школьная неуспеваемость. Подростки прогуливают школьные занятия, приобщаются к «уличным» группировкам, бродяжничают.

Осложнения

Без своевременной психолого-педагогической коррекции родительская депривация способствует развитию психической патологии. Характер осложнений определяется возрастом ребенка и продолжительностью отсутствия родителей (опекунов). В раннем детстве у пациентов преобладают расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания когнитивных функций с преимущественно речевыми нарушениями.

Диагностика

Диагностика депривации – сложный длительный процесс, предполагающий сотрудничество врача-психиатра, невролога, психолога, педагогов, социальных работников и медицинских сестер, ухаживающих за ребенком. Требуется долговременное наблюдение, регулярная оценка особенностей развития. Комплексные обследования показаны детям групп риска – воспитывающимся в неблагополучных семьях, подверженным частой госпитализации, сиротам. Применяется ряд методов:

  • Беседа. Разговор с ребенком позволяет первично оценить эмоциональное состояние, реакции на похвалу/замечания, способность устанавливать, поддерживать продуктивный контакт. Специалист выявляет сферы, наиболее подверженные депривационному воздействию, определяет направленность дальнейшей диагностики.
  • Проективные тесты. Широко применяются рисуночные методики – «Человек», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Человек под дождем». Они универсальны относительно возраста, уровня интеллектуального развития, национальности. Позволяют выявить глубинные неосознаваемые переживания, скрываемые особенности поведения.
  • Опросники. Методики данной группы рекомендованы для обследования детей от 10 лет. Используются опросники, направленные на исследование детско-родительских отношений – «Анализ Семейного Воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской. Дополнительно показаны тесты исследования личности – «Патохарактерологический личностный опросник» А. Е. Личко, опросник Леонгарда-Шмишека.

Родительская депривация рассматривается как этиологический фактор ЗПР, речевых нарушений, невротических и поведенческих расстройств, дезадаптации. При дифференциальной диагностике необходимо различение данного феномена с иными возможными причинами нарушений развития (резидуально-органическим поражением ЦНС, наследственными факторами).

Лечение последствий родительской депривации

Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:

  • Групповая психотерапия. Тренинги с детьми, подростками оказываются наиболее эффективным способом коррекции системы ценностей, самооценки, восприятия роли. В процессе специально организованного общения, игр возникают ситуации апробирования положительных отношений. Члены группы учатся договариваться, дружить, сотрудничать. В тесном взаимодействии узнают (обнаруживают) качества личности. Происходит формирование системы «Я», общественных ролей.
  • Индивидуальная психотерапия. Встречи с психотерапевтом необходимы при эмоциональных расстройствах – депрессии, неврозе навязчивых состояний, повышенной тревожности, страхах. Наиболее распространены методы когнитивно-поведенческой терапии: на первом этапе проводится коррекция нелогичных, нецелесообразных мыслей, провоцирующих негативные эмоции, на втором вырабатываются новые эффективные формы поведения.
  • Психокоррекция.Занятия с психологом необходимы детям, имеющим отставание в когнитивном развитии. Упражнения, игры развивают мелкую моторику, активное внимание, память, мышление, интеллект. Работа проводится в индивидуальном и групповом режиме.
  • Медикаментозная терапия. Применение лекарств целесообразно при выраженных поведенческих и эмоциональных нарушениях. Лечение назначается психиатром, препараты подбираются индивидуально. Используются антидепрессанты, противотревожные средства, нейролептики, ноотропы.
  • Социальная реабилитация. Усилиями педагогов ребенок активно включается в занятия спортом, рисованием, конструированием, лепкой, полезным трудом. Создаются ситуации сотрудничества, на основе которы х легче налаживается общение, дружба. Компенсация агрессии происходит во время активных физических нагрузок. Последствия эмоциональной, сенсорной депривации редуцируются в процессе творческой деятельности.

Прогноз и профилактика

Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов. Вторичные методы – создание условий максимально приближенных к домашним в приютах, стационарах (организация палат совместного пребывания ребенка с матерью).

Оцените статью
UfaProNet.ru