Формы агрессивного поведения

Депрессия

Причины агрессии

Исследователи и психологи выделяют такие наиболее распространенные причины агрессивного поведения детей:

  • стремление достичь целей (получить результат)
  • желание получить внимание со стороны товарищей, одноклассников
  • месть и защита
  • желание лидировать
  • стремление подчеркнуть свою уникальность, показать свое превосходство, быть выше других через ущемление достоинства и чести другого человека

Формы агрессивного поведения ребенка:

  • враждебная деструктивность
  • недеструктивная агрессивность

Последняя является средством достижения каких-либо целей. Это способ действовать в условиях конкуренции, соперничества. Играет роль в развитии познания. Первая из названных форм диктуется злостью, желанием получить удовольствие от того, что другому человеку плохо. Такое поведение провоцирует конфликты, агрессивность становится неотъемлемой чертой личности, адаптивные возможности малыша снижаются.

Дети с ранних лет начинают понимать, что агрессия — это деструктивно. При правильном воспитании они понимают, что агрессией нужно управлять. Но у части детей ярость и гнев являются типичными реакциями. Генетически агрессивность спровоцирована Y-хромосомами. Такие случаи бывают среди мальчиков.

Психологические причины агрессивного поведения детей:

  • низкая способность к саморегуляции
  • низкий интеллект и недоразвитые навыки общения
  • невозможность построить нормальные отношения со сверстниками
  • заниженная оценка себя самого
  • неразвитость игровой деятельности

Агрессивное поведение дошкольников в основном характеризуется как реактивное или недеструктивное инструментальное. Чаще всего агрессию они «включают», чтобы достичь цели, защитить собственные интересы и предпочтения. Агрессия прекращается, как только они достигли желаемого, например, забрали игрушку у товарища по песочнице.

Агрессивное поведение у человека способно вызываться разнообразными причинами.

– злоупотребление алкоголем, а также наркотическими средствами, которые расшатывают нервную систему, что провоцирует развитие агрессивной неадекватной реакции на незначительные ситуации;

– проблемы личного характера, неустроенность личной жизни (отсутствие спутника жизни, чувство одиночества, интимные проблемы, вызывающие депрессию, а в дальнейшем переходящие в агрессивное состояние и проявляющееся при каждом упоминании о проблеме);

– психические травмы, полученные в детстве (невроз, полученный в детстве из-за плохих отношений родителей);

– строгое воспитание провоцирует в будущем проявление агрессивности по отношению к детям;

– увлечение просмотром квест-играми и триллеров;

– переутомление, отказ от отдыха.

Формы агрессивного поведения

Агрессивное поведение наблюдается при целом ряде психических и нервных расстройствах. Данное состояние отмечается у больных эпилепсией, шизофренией, вследствие травм и при органических поражениях головного мозга, менингита, энцефалита, психосоматических расстройствах, неврастении, эпилептоидной психопатии.

Причины агрессии – это субъективные факторы (обычаи, месть, историческая память, экстремизм, фанатизм некоторых религиозных течений, образ сильного человека, внедряемый через СМИ, и даже психологические индивидуальные черты политиков).

Существует ошибочное мнение относительно того, что агрессивное поведение больше свойственно людям с душевными болезнями. Имеются данные, что только у 12% людей, которые совершили агрессивные поступки и были направлены на судебно-психиатрическую экспертизу, выявили психические заболевания. В половине случаев агрессивное поведение было проявлением психоза, а у остальных отмечались неадекватные агрессивные реакции. Фактически во всех случаях наблюдается гипертрофированная реакция на обстоятельства.

Наблюдение за подростками показало, что телевидение закрепляет агрессивное состояние посредством криминальных передач, что в дальнейшем усиливает эффект. Социологи, в частности Кэролин Вуд Шериф, опровергают распространенное мнение о том, что спортивные состязания выступают в качестве эрзац-войны без кровопролития.

Длительные наблюдения за подростками в летнем лагере показали, что спортивные соревнования не только не снижают взаимную агрессивность, а только усиливают ее. Был обнаружен интересный факт по снятию агрессивности у подростков. Совместный труд в лагере не только объединил подростков, а и помог снять взаимное агрессивное напряжение.

У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

  • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
  • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

Формы агрессивного поведения

К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

  • агрессия в семье;
  • характер взаимоотношения со сверстниками.

Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

  • пример агрессии;
  • избегание родителей или оказание им сопротивления;
  • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
  • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

Вносят свою лепту и социальные факторы:

  • препятствия к удовлетворению потребностей, вызывающие фрустрацию;
  • провокации извне;
  • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
  • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
  • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

Подходы к агрессии

Психологи, социологи, философы выделяют различные подходы к агрессии.

Нормативный подход это дефиниция агрессии, делающая акцент на её противоречивости, противоправности общественным нормам.

О. Мартынова дает определение агрессии как деструктивному целенаправленному поведению, противоречащему правилам и нормам сосуществования людей в социуме.

Криминальная агрессия определяется также в рамках нормативного подхода, что означает поведение, нацеленное на причинение умышленного морального и физического вреда живому существу. В результате, действия агрессора рассматриваются как противоречие с нормами уголовного права.

Глубинно-психологический подход отмечает инстинктивную природу данного состояния. В этом случае агрессивное состояние предстает неотъемлемым и врожденным свойством любого человека. Яркими представителями глубинно-психологического подхода являются этологическая (З. Фрейд, К. Юнг, К. Лоренц, Моррис и др.) и психоаналитическая школа.

Целевой подход заключается в проявление агрессивного состояния с точки зрения её функциональности и само поведение рассматривается как инструмент для успешной эволюции, доминирования, самоутверждения, присвоения жизненно важных ресурсов, адаптации.

Коэроглоу, Шваб видят в агрессивном поведении специфически ориентированное поведение, которое направленно на устранение всего и преодоление того, что угрожает психической и физической целостности организма.

Х. Кауфма относит агрессию к средству, которое позволяет индивидуумам получать долю ресурсов, что обеспечивает успех в условиях естественного отбора.

Э.Фромм считает злокачественную агрессию инструментом доминирования, выражающую стремление индивида к господству над живыми существами.

Агрессия у человека зачастую представляет инструмент психической саморегуляции. Подходы, которые акцентируют внимание на последствиях агрессии, дают описание её результатов.

Уилсон относит агрессию к физическому действию, а также угрозе со стороны одного индивида, уменьшающие свободу и генетическую приспособленность другого индивида.

Мацумото отмечает, что агрессия – это поступок или поведение, причиняющее боль другому индивиду психически или физически.

А. Басс дает такое определение агрессии – реакция, при которой другой индивид получает болевые стимулы. Агрессия – это явление, проявляющееся в специфическом поведении, а также в конкретном действии – угрозе, нанесении ущерба другим.

Зильман дает похожее определение и считает, что агрессия – попытка или нанесение физических или телесных повреждений.

Трифонов Е. В. понимает под агрессией проявление в действиях и чувствах индивида враждебность – антагонизм, ненависть, недружелюбие, неприязненное отношение.

Ю. Щербина относит речевую агрессию к обидному общению, а также словесным выражениям негативных эмоций, намерений, чувств.

Многоаспектные подходы состоят из перечисленных выше подходов, а также их комбинаций.

Например, агрессия, по мнению, Семенюк и Ениколопова – это разрушительное, целенаправленное наступательное поведение, которое нарушает правила и нормы сосуществования людей в социуме, а также наносит вред объектам нападения (неодушевленным и одушевленным), причиняя физический ущерб людям и вызывая у них переживание состояния страха, психического дискомфорта, напряженности, подавленности.

Недифференцированные подходы отражают частные психологические теории и не объясняют самой сути данного состояния, определяя его в узко-теоретические рамки.

манипуляции

Бихевиоризм (Д. Доллард, Л. Берковиц, С. Фишбах) дает такое определение агрессии – драйв, проявляющийся в естественном рефлексе человека или следствие фрустрации, или форме реагирования на психический и физический дискомфорт.

Представители когнитивных теорий относят агрессивное состояние к результату научения (А. Бандура). Другие исследователи (Л. Бендер) отмечают, что агрессия – это приближение к объекту или удаление от него, или внутренняя сила, которая дает индивиду возможность выстоять против внешних сил (Ф. Аллан).

Интеракционизм рассматривает данное состояние как следствие несовместимости целей, объективного конфликта интересов отдельных личностей, а также социальных групп (М. Шериф, Д. Кэмпбелл).

Подобные определения дают общие формулировки и зачастую непонятно объясняют само понятие этого состояния. Несмотря на огромное число подходов, ни один не представил полного, а также исчерпывающего определения.

Причины агрессии у детей

Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.

Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.

Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.

Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.

По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:

  • экспрессивное
  • вербальное
  • физическое

Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:

  • интонации
  • мимики
  • жестов и пр.

Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.

Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:

  • социализированная
  • несоциализированная

Социализированная

У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание. Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат. Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.

В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.

Несоциализированная

Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.

При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.

Чаще всего агрессивное поведение детей и подростков направлено на самых близких людей. Страдают товарищи, одноклассники, родственники, воспитатели. Психологи причисляют такое поведение к феномену «самоотрицания». Агрессивные дети не обязательно воспитываются в неблагополучных семьях. Очень вероятно, что агрессивный ребенок растет в богатой семье и не имеет лишений.

Агрессивное поведение у детей и подростков может не иметь реального мотива. Подавлять агрессию у ребенка строго запрещается. Например, нельзя запрещать фантазии и игры, в которых есть жестокость. Ребенок начинает подавлять свои мысли о гневе и жестокости, откуда вытекает масса психологических проблем.

Родители часто просят ребенка вести себя спокойно не потому, что воспитывают его таким образом, а потому, что хотят покоя для себя. В таких случаях взрослые должны в этом признаться себе, а потом объяснить ребенку, почему именно он должен вести себя спокойно («мама должна отдохнуть после работы»). Не выдавайте заботу о себе за заботу о ребенке. Дети очень тонко чувствуют такой обман.

Если ребенок никогда не проявлял агрессии вследствие подавления такого поведения со стороны взрослых, он не научится находить грань между нормальным поведением в социуме и антисоциальными действиями. У них, так сказать, не будет хватить жизненной практики. Проявляя агрессию определенным поступком, ребенок потом чувствует страх за того, кого он обидел, и за себя (боязнь наказания со стороны взрослы и/или мести со стороны обиженного ребенка и его родителей).

В первые 2 года жизни агрессия является способом привлечь внимание родителей и достичь целей (удовлетворение потребностей). Ребенок может бить конечностями, притягивать к себе ближайшие объекты и т. п. Это инструментальная агрессия. Чтобы не привить ребенку агрессивность как черту характера, нужно не допускать двух крайностей:

  • мгновенное удовлетворение запросов малыша
  • игнорирование его требований

В том или ином возрасте агрессивное поведение уже вызывает неодобрение мамы и папы, они начинают наказывать ребенка. У него формируется страх и тревога, комплекс вины, который потом помогает формировать совесть и осознавать моральные нормы. Это нужно для того, чтобы ребенок стал полноценным членом общества.

Если ребенок агрессивный от рождения, внутренний контроль не будет развиваться в достаточной мере. Доминирует внешний контроль до самой смерти. То есть действия ребенка/подростка регулируются не его моралью, а он боится наказания (имеется в виду наказание не только родителями и учителями, но и обществом).

Внутренний контроль формируется с участием идентификации. Это желание поступать, как значимая личность. Маленькие дети с этой целью копируют поведение родителей. Маме и папе стоит помнить: в детях больше всего злят и раздражают те черты, которые скопированы с самих этих взрослых и им не нравятся. В таких ситуациях малыш копирует поведение одного из родителей, которое считает образцовым, и за это получает наказание (потому что это поведение родитель в себе не принимает и критикует).

Подростки пытаются доказать свою самостоятельность. Они копируют поведение своих авторитетов. Это могут быть герои фильмов, учителя, которые смогли завоевать уважение ребенка и пр. Агрессивный ребенок здесь противостоит родителям гораздо больше. Подростки начинают коммуницировать с чужими людьми намного больше, чем с самыми близкими. А необходимость получить помощь папы или мамы вызывает раздражение и злость.

Фурманов И. А. выделил 4 категории детей, исходя из их проявлений агрессии (форм агрессивного поведения):

  • Дети, склонные к физической агрессии
  • Дети, склонные к проявлению вербальной (словесной) агрессии
  • Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии
  • Дети, склонные к проявлению негативизма

Классификация агрессивного поведения, исходя из его мотивов:

  • импульсивно-демонстративный тип
  • нормативно-инструментальный тип
  • целенаправленно-враждебный тип

Все агрессивные дети неспособны понимать других детей и взрослых. В окружающих людях такие малыши видят только их отношение к себе: пытается ли человек нанести ему вред, выгодно ли нормальное общение с человеком в данный момент, уделяют ли ему достаточно внимания и пр. Такие дети не склонны к сопереживанию, сочувствие для них остается пустым словом, если вовремя не скорректировать такое поведение и психологию ребенка.

Дошкольники хотят получить авторитет среди тех групп, в которых они пребывают (детский сад, компания во дворе и пр.). В возрасте до 6-7 лет с коммуникацией у детей очень слабо, процессы торможения в психике недостаточно развиты. Они не имеют достаточно понятия моральных норм. Потому свой авторитет дошкольники могут завоевывать при помощи агрессивного поведения.

Агрессия характерна для детей такого возраста, которые растут в социально неблагоприятной обстановке, имеют органические поражения головного мозга, не имеют достаточно любви и внимания от родителей. Также агрессивное поведение типично для умственно отсталых детей до 6 лет. Некоторые приемы воспитания (навязывание агрессии как способа реализовать себя и доказать свою значимость) также оказывают влияние на формирование привычки агрессивно себя вести у детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение дошкольников чаще всего имеет инструментальный характер. То, что они агрессивны, малыши осознают в слабой мере. Чем младше ребенок, тем проще он после вербальной агрессии переходит на физическую. Малыши часто вовлекают в конфликты взрослых. Взрослые же должны объяснить малышу, что проблему со сверстником он должен решить самостоятельно. Иначе ребенок никогда не научится сам решать конфликты, он будет искать решение в действиях других, более могущественных и влиятельных лиц.

Инициаторы агрессии в этой возрастной группе чаще всего — группировки. Агрессия носит более организованный характер. Инструментальная агрессия сменяется враждебной. Взрослых они втягивают в свои конфликты в меньшей мере, чем дошкольники. Формируются группировки, из-за чего растет чувство защищенности детей, а также чувство безответственности. Например, обижая группой более слабого школьника, ребенок не осознает, что ответственность лежит на нем.

Формы агрессии

Эрих Фромм выделил такие формы агрессии: игровая, реактивная, архаическая жажда крови, злокачественная (компенсаторная).

Под игровой агрессией он понимал демонстрацию умений, своей ловкости, но не в целях разрушения, которое не мотивировано деструктивностью и ненавистью.

Реактивная агрессия – это защита свободы, жизни, достоинства, чужого или собственного имущества (ревность, зависть, фрустрация желаний и потребностей, месть, потрясение веры, разочарование в жизни, любовь).

Злокачественная (компенсаторная) агрессия проявляется в деструктивности и жестокости, насилии, которая служит импотентному человеку заменой продуктивной жизни: некрофилия, садизм, скука, хроническая депрессия.

Личностные особенности и качества, которые способствуют развитию агрессивности: склонность к импульсивности; эмоциональная восприимчивость, проявляющаяся в склонности испытывать чувство неудовлетворенности, дискомфорта и ранимости; рассеянность (эмоциональная агрессивность) и вдумчивость (инструментальная агрессивность); враждебная атрибуция, под которой понимается интерпретация такого стимула, как враждебность.

К формам агрессии относится ярость, раздражение, злость, ненависть.

  • Ярость – аффективное состояние, максимально близкое к агрессии. Агрессия без ярости невозможна.
  • Раздражение – слабое проявление агрессии, сигнал о ее потенциале.
  • Злость – более интенсивное, чем раздражение, чувство, но более частное. Предмет злости всегда более четко выражен по природе и содержанию.
  • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Чаще является чертой характера, быстрее приобретает хронический характер и укореняется.

Агрессивное поведение дошкольников

Социализированная

Несоциализированная

Агрессивное поведение у подростков может быть вызвано такими причинами:

  • отношение учителей и родителей
  • органическое поражение мозга
  • эндокринный взрыв (рост тестостерона в организмах парней)

С большой вероятностью агрессивными вырастут мальчики, в семьях которых мать мягкая, а отец авторитарный и требовательный. Мальчик начинает ассоциировать себя с папой, пытаясь вступить в противостояние со всеми, в том числе и с папой. Если отец не сможет противостоять ребенку, тот вырастет авторитарной и агрессивной личностью.

Склонность к агрессивному поведению имеют девочки, которые расли в семье с уступчивым папой и авторитарной, агрессивной мамой. В таких случаях дети начинают идентифицировать себя с матерью. Также агрессивными рискуют вырасти девочки, которые самостоятельно пробивающиеся в жизни; которым родители не уделяют должного внимания, не воспитывают их. В таких случаях агрессия нужна им, чтобы выжить, это почти всегда инструментальный тип. Примером может служить Пеппи-Длиный Чулок.

Отличие также в том, что девочки характеризуются большей впечатлительностью, чем мальчики. Потому грубое проявление агрессии обычно им претит. Они начинают проявлять агрессию словами, а не поступками. Часто это не оскорбления, а сарказм и ирония. Агрессия девочек и девушек-подростков часто направлена на психологически уязвимое место конкретной личности.

В возрасте 10-14 лет девочки часто «подставляют» мальчиков, что такое является проявлением агрессивного поведения. Когда назревают «групповые» конфликты, девочки почти никогда не бывают исполнительницами, в основном они подначивают остальных, разжигают ссору.

Агрессивных детей нужно учить гуманности по отношению к обиженному ими ребенку. Спросите, неужели ему не жалко того, кого он толкнул/ударил/обозвал. Дети, которые мало способны сопереживать, нужно учить резонансу с эмоциями людей (если ты не будешь обижать других, то кто тебя будет любить? все и тебя будут обижать).

Стратегия подразумевает, что ребенок, жертва и окружающие (которые видели/слышали конфликтную ситуацию) должны уразуметь отдаленные последствия случившегося. Агрессор-ребенок должен понять, почему он совершил тот или иной негативный поступок. Наведите его на размышление вопросами.

Обиженный малыш должен понять, почему именно агрессор проявил негатив к нему. Жертва также должна с помощью педагога (учитель, родитель и т. д.) осознать причины и особенности своего поведения. Спросите, какой сейчас ребенок: добрый, злой или нейтральный? Спросите его, как долго он помнит обиду, как быстро прощает и т. д.

Взрослый при помощи данной стратегии не дает оценке конфликтной ситуации, а пытается привлечь внимание к состоянию жертвы. Спросите ребенка, что он чувствует в данный момент. Спросите, действительно ли он не хочет ни с кем говорить. Малыш должен осознать свое состояние или состояние другого человека. Также нужно поговорить с проявившим агрессию ребенком: что он чувствует в данный момент, кому еще сейчас нехорошо?

Заключается в том, чтобы обидчика, жертву и свидетелей «переключить» на другое состояние. Ребенок-агрессор должен переключиться с агрессии на другое поведение. Жертва должна выйти из состояния притеснения в другое состояние.

Существует множество других стратегий коррекции агрессивного поведения у ребенка. Если вы не можете самостоятельно справиться с этим, обратитесь на очную консультацию к специалисту. В этом нет ничего страшного. Родители не всегда могут понять и исправить особенности поведения и восприятия ребенка. Некоторые дети, даже психически здоровые, требуют работы с психологом или психотерапевтом.

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите смысл и цель жизни. У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники саморегуляции.
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте обиды.
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

О других причинах агрессии и интересных фактах, в том числе дифференциации вопроса по полу, темпераменту, возрасту читайте в статье «24 интересных факта об агрессии».

В повседневной жизни проявление агрессии у человека выражают разными терминами. Агрессия у человека способна быть доброкачественной, под которой понимают следующие свойства личности: мужество, настойчивость, амбиции, храбрость, отвагу, а может быть злокачественной, к которой относят следующие черты – хамство, насилие, жестокость. Особой разновидностью выступает деструктивная агрессия у человека или зло.

Исследователь Фромм отметил в своих работах существование двух видов проявления агрессивного состояния. Первый вид свойственен человеку, а также животным и подразумевает генетический заложенный импульс к бегству или атаке при угрозе жизни, в зависимости от сложившейся ситуации.

Данная оборонительная агрессия важна для выживания. Ей присуще затухание при приближении явной опасности. Второй вид это деструктивная агрессия, которая зачастую отсутствует у животных и наблюдается лишь у человека. У нее нет никаких генетических установок, она не подразумевает определенной цели и не имеет связи с биологическими основами выживания.

Деструктивная агрессия у человека связана с эмоциями, чувствами, страстями, находящая отражение в характере.

Есть такое понятие, как проявление псевдоагрессии. Для нее характерно непреднамеренное агрессивное поведение, например случайное ранение человека, или игровое, проявляющееся в тренировках ловкости, а также быстроты реакции.

Оборонительная агрессия свойственна всем живым существам, представляя собой биологическую адаптацию. В мозг животного заложена программа, мобилизующая все импульсы при угрозе жизни.

Проявление агрессии наступает в случае ограничения интима, доступа к еде, жизненному пространству, при угрозе потомству и цель этой агрессии – сохранение жизни. У индивида также генетически заложена данная особенность, однако не так выражено она проявляется, как у животных, что обусловлено прежде всего моральными и религиозными мировоззрениями, воспитанием.

Определенной защиты от самих проявлений агрессивного поведения не существует. Это состояние не появляется самостоятельно, но получив импульс, способно направиться против первого попавшегося человека.

Зачастую сильные люди провоцируют слабых на агрессивное поведение, которые затем срываются на более слабых, испытывая садистское удовлетворение.

Агрессия также способна возвращаться к тому, кто ее спровоцировал. Иногда проявление агрессивного поведения происходит в отношении незнакомого человека. Для ее предотвращения важно разобраться в причинах, которые ее спровоцировали.

Агрессия накапливается в самом индивиде и ожидает вступления в резонанс с внешним фактором, обращая всю силу на этот фактор. По этой причине нет смысла избегать личной агрессии, поскольку рано или поздно она все равно выплеснется на любого человека.

Проявление агрессии у мужчин – это в совокупности выглядит как удар об стол кулаком со всеми вытекающими последствиями.

Проявление агрессии у женщин – это недовольства, бесконечные жалобы, “пиления”, сплетни, умозаключения, не поддающиеся логике. Это такая своеобразная агрессия.

Проявление агрессии – это демонстрация состояния неудовлетворенности. Как пример, несбывшиеся мечты, ожидания, неудовлетворение супружескими взаимоотношениями. Зачастую человек сам не осознает своей неудовлетворенности и не замечает своего агрессивного состояния. Скрытая неудовлетворенность проявляется в косвенной агрессии. Это могут быть мелочные придирки, как к конкретному человеку, так и ко всей семье.

Понятие подростковой агрессии включает агрессивное поведение, выражающееся во взаимодействии, в ходе которого одним подростком (агрессором) наносится умышленно вред (жертве) другому подростку.

Агрессия подростков может включать любую форму поведения, направленную на причинение вреда или оскорбление живому существу, а также явно злонамеренное поведение, которое предполагает действия, с помощью которых намеренно агрессор причиняет ущерб своей жертве. Агрессия выражается в агрессивности, которую относят как к генетической предрасположенности, так и к влиянию среды.

Агрессор – это умышленно наносящий вред другому человеку индивид, который может насмехаться, драться, портить вещи.

Жертва – это человек, которому наносит умышленно вред агрессор.

Зрители – это группа свидетелей, учеников, которые не выступают инициаторами агрессивных действий, однако, наблюдая за агрессором и его действиями, не принимают сторону жертвы, редко косвенно или прямо помогают агрессору.

Исследователь Лагерспетц, проводя исследование среди детей 8-15 лет установил, что мальчики прибегают к агрессивному поведению, когда сердятся, в виде пинков, погони, подножек, дразнений, а девочки бойкотируют обидчика, сплетничают за спиной, демонстративно обижаются.

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии представляет символическую форму с причинением психологического вреда и переходом на вокальные данные (изменение тона, крик), а также вербальных компонентов речи (оскорбления, инвектива).

Э. Басс предложил классификацию, выстроенную на основе многоосевого принципа. Его рамка состоит из трех осей: вербальная – физическая, пассивная – активная, непрямая – прямая. Э. Басс различает следующие виды вербальной агрессии: вербальная – активная – прямая, вербальная – активная – непрямая, вербальная – пассивная – прямая, а также вербальная – пассивная – непрямая.

Г.Э. Бреслав дополнил эту классификацию, поскольку индивид зачастую проявляет несколько видов агрессивного поведения, которые постоянно меняются и переходят друг в друга.

Вербальная-активная-прямая – это словесное унижение, оскорбление другого человека.

Вербальная-активная-непрямая – это распространение сплетен, злостной клеветы о другой личности.

Вербальная-пассивная-прямая – это личный отказ в общении с другим человеком, игнорирование вопросов.

Вербальная-пассивная-непрямая – отмечается отказом давать словесные определенные объяснения или пояснения в защиту критикуемого незаслуженно человека.

Остается спорным вопрос относительно того, способна ли вербальная агрессия у человека выражаться посредством молчания, а также отказом разговаривать. Эти действия больше напоминают описание психологической агрессии, в редких случаях употребляемой как синоним вербальной.

Шкала Юдовского (OASCL) включает в описание следующие формы данного состояния: сердитая речь, громкий шум, оскорбления, угрозы физической расправы, употребления нецензурных выражений. Отмечают, что громкий шум, а также сердитая речь это следствие агрессивных намерений личности и ситуативной раздраженности.

Вербальная агрессия у человека способна быть скрытой и открытой.

Открытая вербальная агрессия у человека выражается намерением нанести коммуникативный урон адресату и проявляется в унизительных формах (крики, ругательства). Подобное поведение зачастую переходит в физическую агрессию, при которой агрессор вторгается в личное пространство адресата.

Скрытая вербальная агрессия – это уничижительное и систематическое давление на адресата, однако без открытого проявления враждебных эмоций. Отдельные исследователи считают, что вербальная агрессия у человека выступает имитацией подлинной агрессии. Другие отмечают, что вербальная агрессия  у человека – это лишь иллюзия разрядки враждебности, которая приводит к накоплению деструктивных импульсов.

Речевая агрессия

Одним из способов проявления негативных эмоций выступает речевая агрессия, она же словесная или вербальная.

Речевая агрессия или грубость по отношению к собеседнику проявляется в применении оскорбительных, резких слов, в отрицательных оценках собеседника, насмешливых интонациях, нецензурных ругательствах, повышенной громкости голоса, неприятных намеках, грубой иронии.

Речевая агрессия субъекта провоцируется раздражающими, или возмущающими замечаниями собеседника (чрезмерное жеманство, болтливость, проявление недоброжелательства, неприятное замечание, огульное обвинение).

Отрицательная эмоция способна привести к речевой агрессии у человека как сразу, так и позже. Агрессивное речевое поведение способно быть спровоцировано и прошлыми впечатлениями от данного собеседника, когда он вызывал отрицательную эмоцию.

Речевая агрессия может также быть спровоцирована социальным статусом собеседника или принадлежностью к той категории лиц, к которым ощущают и испытывают негативное отношение. Гораздо реже речевая агрессия объясняется другими причинами: срыв негатива, психические особенности субъекта, низкий уровень воспитания.

Устраняя возможность, а также, избегая возникновение речевой агрессии, способствует налаживанию и успеху общения, однако не решает всех вопросов и сложностей при общении для достижения взаимопонимания, договоренности, согласия. В каких-то случаях эффективны грубости для достижения необходимого результата в общении, однако это не может выступать универсальным правилом.

В качестве гашения речевой агрессии можно воспользоваться следующей фразой: «Вы слишком себе много позволяете!» и прекратить разговор. Помните, что лучшее лекарство против гнева – это его отсрочка.

Агрессия у мужчин

Мужская агрессия разительно отличается от женской своими установками. Мужчины прибегают в основном к открытой форме агрессии. Они зачастую испытывают гораздо меньшую тревогу, а также чувство вины в период агрессивности. Агрессия для них это средство достижения своих целей или своеобразная модель поведения.

Большинство ученых, которые исследовали социальное поведение людей, предположили, что агрессия у мужчин обуславливается генетическими причинами. Такое поведение позволяло из поколения в поколение передавать свои гены, побеждать соперников и находить партнершу для продолжения рода. Ученые Кенрик, Садалла, Вершур в результате исследований выяснили, что женщины относят лидерство и доминирование мужчин к привлекательным качествам для себя.

Повышенная агрессия у мужчин возникает по причине социального, а также культурного фактора, а точнее при отсутствии культуры поведения и необходимости демонстрации уверенности, силы и независимости.

Агрессия женщин

Женщины зачастую пользуются психологической неявной агрессией, они испытывают беспокойство по поводу того, какой отпор им может оказать жертва. Женщины прибегают к агрессии при вспышках гнева, для снятия психического и нервного напряжения. Женщины, являясь общественными созданиями, обладают эмоциональной чувствительностью, дружелюбием и сопереживанием и их агрессивное поведение не является столь выраженным, как мужское.

Агрессия у пожилых женщин ставит в тупик любящих родственников. Зачастую данный вид расстройства относят к признакам деменции, если явных причин для такого поведения нет. Приступы агрессии у женщин характеризуются изменением характера, усилением отрицательных черт.

– врожденная гормональная недостаточность, вызванная патологией раннего развития, которая приводит к расстройствам психической деятельности;

– эмоциональный негативный опыт детства (половое насилие, жестокое обращение), виктимизация внутрисемейной агрессии, а также ярко выраженная роль жертвы (мужа);

– психические патологии (шизофрения);

– враждебные отношения с матерью, детские психические травмы.

Агрессия у пожилых

Самое встречаемое расстройство у пожилых людей – это агрессия. Причиной выступает сужение круга восприятия, а также ложная интерпретация событий пожилого человека, постепенно теряющего связь с обществом. Это вызывается снижением памяти на происходящие события. Например, украденные вещи или пропавшие деньги.

Агрессия у пожилых проявляется в эмоциональных нарушениях – сварливость, раздражительность, протестные реакции на все новое, склонность к конфликтам, беспочвенные оскорбления и обвинения.

Состояние агрессии часто обусловлено атрофическими процессами, сосудистыми заболеваниями головного мозга (старческая деменция). Эти изменения зачастую остаются без внимания у родственников и окружающих, списываясь на «плохой характер». Грамотная оценка состояния и правильный подбор терапии, позволяет достичь хороших результатов в установлении мира в семье.

Оцените статью
UfaProNet.ru