Идентичность — это … Что такое идентичность: типы, использование

Депрессия

Использование в экономике

  • Эго-идентичность — термин Э. Эриксона — это целостность личности; непрерывность и тождественность нашего Я, невзирая на те изменения, которые с нами происходят в процессе развития и роста (Я — тот же самый).
  • Кризис идентичности — (англ. Identity crisis). Потеря эго-идентичности. В таком состоянии снижаются или вовсе исчезают тождественность, целостность и вера человека в собственную социальную роль.
  • Идентичность бренда (англ. Brand Identity) — это отличительные особенности бренда, его индивидуальность (англ. Brand Personality).
  • Идентичность бренда территории (англ. destination-brand identity) — визуальная концепция, которая выражает основные особенности городов, стран, регионов и разных территорий. Связывается с понятиями из смежных наук территориальная идентичность, национальная идентичность (англ. National Identity). Бренд-менеджмент территорий (англ. destination-brand management) — новое направление в бренд-менеджменте.
  • Корпоративная идентичность — (англ. Сorporate Identity), выражают в атрибутах корпоративного стиля (англ. Сorporate style). То же, что и идентичность бренда, лишь в отношении к корпоративному бренду.

«Я» как целое

Как психологический термин идентичность означает способность психики человека осознавать принадлежность личности к определенным группам — профессиональным, религиозным, национальным.

В научный оборот понятие ввел немецкий психолог Эрик Эриксон, рассматривавший его в рамках своей теории стадий психосоциального развития. Центральная категория этой теории — эго-идентичность, которая определяется как глубинная внутренняя структура, обеспечивающая целостность и непрерывность «Я» на протяжении всего развития личности, несмотря на все происходящие с ней изменения.

Итак, любой человек проходит восемь этапов развития, и на каждом из этих этапов ему предстоит решить личностный конфликт, причем от принятого решения будет зависеть дальнейшее формирование идентичности. Вот эти стадии и выбор из двух путей, который личность должна сделать:

  • Доверие или недоверие миру? (в период от рождения до года).
  • Самостоятельность или неуверенность в себе? (от года до трех).
  • Инициативность или чувство вины? (четыре — пять лет).
  • Творчество (в других источниках — трудолюбие) или комплекс неполноценности? (шесть — одиннадцать лет).
  • Обретение идентичности или смешение ролей? (12–20 лет).
  • Одиночество или близость? (20–25 лет).
  • Продуктивность или застой? (25–64).
  • Целостность или отчаяние (65 ).

В самом начале жизни младенец решает глобальный вопрос: заслуживает ли окружающий мир доверия? Если ребенок чувствует, что о нем заботятся, конфликт разрешается позитивно; если же он растет, испытывая постоянный стресс, то в дальнейшем будет воспринимать окружающую среду с пессимизмом и подозрительностью.

«Я» в различных проявлениях

Теперь рассмотрим проблему в несколько ином свете. В предыдущей части нас интересовала личностная идентичность, взгляд человека на себя в целом. Но также для каждого из нас характерна социальная идентичность личности, то есть идентификация с членом определенной социальной группы вплоть до «растворения» в ней.

В психологии сложилась тенденция все такие типы идентичности представлять в виде двух больших совокупностей: естественные идентичности и искусственные. Первые, что явно видно из названия, должны возникать сами по себе (человек, например, не выбирает, какой национальности ему родиться). Для поддержания вторых нужно прилагать усилия (профессиональная идентичность, религиозная). Остановимся подробнее на некоторых типах идентичности.

Рекомендуем: Понятие асоциальности

Одной из важнейших в группе естественных становится половая идентичность, формирование идентичности этого типа определяется в первую очередь биологическими данными. С ней тесно связана гендерная идентичность, однако это не одно и то же. Гендерная идентичность представляет собой социально-психологическое самоопределение человека с точки зрения маскулинности и феминности (мужественности и женственности).

С маскулинностью отождествляются все те черты, которые культура традиционно приписывает мужчинам: жесткость, активность, стремление к лидерству и риску, логическое мышление, сосредоточенность на карьере. Нормативные образцы феминного поведения — это сострадание, мягкость, забота, эмоциональность, приоритет семейных ценностей и так далее.

Типы идентичностей

Некоторые исследователи делят всю совокупность идентичностей на естественные, которые не требуют организованного участия по их воспроизводству, и искусственные, нуждающиеся постоянно в организованном поддержании. К первым относят такие идентичности как расовые, этнические, общемировые, территориальные (ландшафтные), видовые.

Этническая идентичность — это производная от этноцентризма, как принципа самоорганизации восприятия при выявлении им в окружающих определенных свойств, требующих этно-идентификации. Этническая идентичность выражена в наборе поведенческих автоматизмов с жестикуляцией и речевыми признаками, свойственными им.

Она, соответственно, проявляется в ролевом репертуаре личности и прежде всего формируется на ранних стадиях ее социализации как то, что общее для всех носителей этого языка и этой этнокультуры. Этническая идентичность в современном мире привлекает всё большее внимание исследователей с его все более усиливающимся смешением разных этносов, как неоднозначном процессе, где действуют как центробежные, так и центростремительные силы.

Оцените статью
UfaProNet.ru