Какой вид речи нарушается при моторной алалии

Депрессия

Причины алалии

Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:

  • интоксикация матери;
  • токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и малыша по группе крови и резус-фактору;
  • родовая травма, асфиксия во время внутриутробного развития и при рождении;
  • нейроинфекции;
  • глубокая недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
  • употребление беременной женщиной алкоголя и никотина;
  • наследственная предрасположенность.

Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.

В развитии патологии повинны факторы, способные негативно воздействовать на головной мозг. Их принято рассматривать в зависимости от времени возникновения органических изменений в центральной нервной системе. Во внутриутробном периоде причиной болезни могут являться гипоксия плода, TORCH-синдром (внутриутробное инфицирование патогенными микроорганизмами), токсикозы, травмы области живота, тяжелые соматические болезни матери. К последним относят артериальную гипертензию, легочную или сердечную недостаточность, сахарный диабет и др.

У 25-30% детей с алалией ее развитие связано с повреждением структур ЦНС во время родов. Подобная ситуация наблюдается при асфиксии новорожденных, родовой внутричерепной травме, патологических родах (скоротечные, затяжные и др., и использовании инструментальных подходов к родам).

Частыми причинами являются патогенные факторы, воздействующие в первые годы жизни детей. Возникновение энцефалитов, менингитов, черепно-мозговых травм, общей гипотрофии приводит к органическим изменениям в структурах головного мозга.

Какой вид речи нарушается при моторной алалии

Существует ряд исследований, указывающих на значение генетических факторов, так как случаи заболевания могут носить семейный характер. Тормозить формирование речи способны длительные и тяжелые заболевания соматического характера, например, пневмония, ОРВИ, рахит, патологии эндокринной системы, а также оперативные вмешательства с использованием общего обезболивания.

Этиопатогенез алалии тесно связан с минимальной мозговой дисфункцией. Данное понятие объединяет совокупность факторов и изменений в центральной нервной системе, характеризующихся нарушением процесса созревания нейронов и изменением их функциональной активности. В результате этого наблюдается дефект их активности, что и приводит к развитию основных симптомов.

  • родовые черепно-мозговые травмы;
  • асфиксии новорожденных;
  • внутриутробные или ранние прижизненные инфекции с осложнением на головной мозг;
  • истощения центральной нервной системы при тяжелых соматических заболеваниях, рахите;
  • неблагоприятные условия развития;
  • курение, алкоголизм, наркомания родителей.

Важно помнить! Диагноз «алалия» может быть поставлен врачом-неврологом на основании проведенного исследования головного мозга (электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография)

О болезни

Диагноз алалия выставляется в тех случаях, если изменения в коре больших полушарий произошли внутриутробно, в процессе родов или в детском возрасте до 3 лет. В этих случаях дефекты речи отмечаются у ребенка в процессе ее формирования и без коррекции имеют тенденцию к усилению.

Разновидности патологии

1% случаев заболевания приходится на дошкольный возраст, а именно 3-4 года. В школьный период эти показатели снижаются. Родителям важно понимать, что алалия — это клиническое понятие, используемое в медицине. В логопедии ему соответствует термин “общее недоразвитие речи”. Очень часто между ними происходит путаница, несмотря на то, что оба понятия равнозначны, но используются различными специалистами.

Симптомы алалии характеризуются выраженным нарушением речевой функции. Заболевание связано с органическими изменениями в корковых отделах головного мозга, ответственных за речь. При обследовании ребенка выявляют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов. Важно проводить дифференциальную диагностику с афазией.

Алалия характеризуется изначальным речевым дефектом, без наличия предшествующей нормальной речи. В связи с этим, диагноз может быть выставлен в тех случаях, когда наблюдаются симптомы нарушений, которые возникли в результате негативного воздействия во внутриутробном периоде, во время родов или в первые три года жизни пациента.

TORCH-инфекции: краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, герпес-вирусы и ряд других возбудителей способны проникать через плаценту в организм плода, вызывая у него различные нарушения, в том числе связанные с неврологической и психической сферой:

  • длительная гипоксия плода;
  • токсикозы и эклампсия;
  • наличие у матери заболеваний внутренних органов, например, гипертонической болезни, сахарного диабета и др.

Повреждение нервной системы может быть связано с процессом родов. Подобный патогенез заболевания характерен для родовой травмы, асфиксии в процессе родоразрешения или его длительном течении.

В первые годы жизни малыша алалия может возникать в результате органических поражений: черепно-мозговая травма, нейроинфекция (менингиты и энцефалиты) и общая гипотрофия. Современные исследования показывают, что недоразвитие коры больших полушарий может быть связано с наследственной предрасположенностью и системным истощением на фоне гипотрофии.

Помимо непосредственного действия указанных причин, важен фон здоровья, на котором они развиваются. Дети, часто страдающие ОРВИ, с рахитом, эндокринопатиями и другими патологиями внутренних органов, чаще страдают алалией. Кроме того, для развития головного мозга грудничка важен психологический климат в семье, в том числе активное общение с родителями, другими детьми и пр.

Алалию, возникновение которой всегда приходится на детский возраст, принято разделять на несколько типов, в зависимости от пораженной структуры головного мозга. В логопедии наиболее часто используется следующая классификация:

  • моторная, или экспрессивная алалия;
  • сенсорная, или импрессивная патология;
  • смешанная форма, сочетающая в себе механизмы развития и характеристики двух предыдущих типов.

Патогенез моторной алалии связан с первичным поражением корковых отделов больших полушарий, ответственных за речевую артикуляцию. Как правило, страдают прецентральная или постцентральная извилины. Состояние сопровождается нарушением собственной речи при сохранении способности к пониманию других людей.

При развитии патологического процесса в зоне Вернике (задний отдел верхней височной извилины) страдает не только речь ребенка, но и его способность воспринимать и понимать разговор окружающих людей. Во время консультации с неврологом и ЛОР-врачом органических проблем со структурами внутреннего уха не выявляется.

Моторная форма

Моторная алалия характеризуется наличием двух типов симптоматики: речевой и неречевой. Характерные неречевые проявления связаны с неврологической и психологической дисфункцией. У детей помимо алалии выявляются двигательные нарушения в виде неловкости, снижении мелкой моторики рук, нарушения координации движений. Ребенок испытывает трудности с застегиванием пуговиц, при использовании столовых приборов, игр с мозаиками и пазлами.

В связи с изменениями во фронтальной коре больших полушарий отмечаются психологические симптомы. Дети чаще гиперактивны, не способны длительное время заниматься одной деятельностью. В связи с этим уровень их работоспособности снижается, они быстро становятся вялыми и предпочитают смену рода занятия.

Дифференциальная диагностика с сенсорной афазией проводится при исследовании экспрессивной и импрессивной речи. Дети при моторном типе патологии хорошо понимают разговоры окружающих, однако самостоятельно плохо выражают свои мысли. При разговоре отмечается аграмматизм, нарушения фонетики и скудность словарного запаса. Этапы речевого развития (гуление, лепет, появление слов и фраз) проходит с задержкой по сравнению со сверстниками.

Ребенок способен воспроизводить любые звуки, так как строение самого артикуляционного аппарата не нарушено. Это отличает патологию от дизартрий. Процесс звукопроизношения нарушен в результате дисфункции корковых отделов. Фонематические нарушения приводят к тому, что ребенок начинает заменять труднопроизносимые звуки на более простые варианты. При отсутствии своевременного логопедического лечения возможно развитие заикания.

Какой вид речи нарушается при моторной алалии

У детей наблюдается отставание словарного запаса от нормы для данного возраста. Связанно это с тем, что усвоение новых слов происходит с большим трудом. В связи с этим лексикон преимущественно состоит из обиходных терминов. Слова плохо усваиваются из-за недостаточного понимания их значений, а также неправильного употребления в предложениях, так как часто происходит замена терминов на сходные по звучанию или семантике.

При общении фразами, дети с заболеванием предпочитают использовать простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Это характерное проявление моторной афазии, связанное с ограничением артикуляционной функции. В результате преобладания одно- или двусоставных предложений ребенок испытывает трудности при рассказе о событиях, плохо выделяет главные и второстепенные вещи, не всегда может разобраться в причинно-следственных и временных связях.

Выраженное повреждение коры больших полушарий может стать причиной моторной алалии тяжелой степени тяжести. В этом случае ребенок может только подражать звукам взрослых и лепетать. Выраженная жестикуляция и активная мимика сопровождают попытки говорить.

Сенсорная алалия характеризуется нарушениями восприятия и понимания речи, обращенной к ребенку. Физические структуры, ответственные за слух сохранены. Однако при проведении аудиометрии может выявляться гиперакузия, характеризующаяся повышенной громкостью воспринимаемых звуков.

В связи с неспособностью воспринимать речь, дети начинают проявлять высокую речевую активность. При этом она часто состоит из набора бессмысленных звуков и слогов, повторения отдельных слов. Родители и другие дети не понимают их речь, так как она не имеет смысла и бессвязна. Для сенсорной афазии характерны следующие феномены:

  • большое число персевераций, характеризующихся навязчивым повторением отдельных слогов и звуков;
  • пропуски слогов;
  • замена звуков на схожие;
  • хаотичное объединение различных слогов в слова;
  • отсутствие критики по отношению к собственной речи;
  • выраженные жесты и мимика в процессе разговора.

Если речевое нарушение носит грубую форму, то дети могут полностью не понимать речь. На фоне этого ребенок не способен к обучению и часто имеет выраженную отсталость по навыкам в сравнении с возрастными нормами. При частичном сохранении понимания сказанного, небольшое изменение словоформ, расположения слов в речи или ее темпа, приводит к потере речевого восприятия. Важное значение при этом имеет возможность зрительного контакта ребенка с говорящим, так как он может интерпретировать движения губ человека.

В нейропсихологии отмечают, что выраженная сенсорная афазия может стать причиной нарушений личности, поведения ребенка, а также привести к общему отставанию в интеллектуальном развитии. Дети с подобным нарушением плохо удерживают внимание и часто отвлекаются в процессе любой деятельности. В ряде случаев им может быть ошибочно выставлен диагноз «аутизм», так как помимо гиперактивности, они могут быть замкнутыми и инертными к происходящим событиям и окружающим.

Сенсорный вариант алалии без сопутствующей недостаточности моторной функции встречается редко. Наиболее часто врачи диагностируют смешанную сенсомоторную алалию.

В современной классификации существует две формы алалии: моторную  и сенсорную. При смешении этих двух форм выделяют также смешанную алалию.

  • моторная алалия;
  • сенсорная алалия;
  • смешанная алалия.

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

глаголы «плавать», «копать», «кушать»  заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так».  Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги».  В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.

  • афферентная моторная алалия;
  • эфферентная моторная алалия.

Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам. 

Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки.  В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз.

Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.

Пример:  Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа». Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» – «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».

Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей  с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.

Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу».

Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия».  Таким образом,  отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.

Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия. 

В клинической практике используются различные классификации алалии, основанные на времени воздействия повреждающего фактора, выраженности клинических проявлений и пр. Наибольшее значение имеет подход В.А. Ковшикова, который выделил следующие формы:

  • экспрессивная, характеризующаяся нарушением моторного компонента речи;
  • импрессивная, связанная с изменениями в сенсорном восприятии;
  • сенсомоторная, или смешанная.

Моторная алалия наблюдается у детей, имеющих раннее повреждение корковых отделов в лобной и теменной областях. Малыш хорошо понимает речь окружающих, однако, не может говорить самостоятельно. При этом возможны два варианта патологии: эфферентный и афферентный. При эфферентном подтипе наблюдается поражение центра Брока, ответственного за непосредственный процесс артикуляции. В случае афферентного варианта, поражение наблюдается в теменных отделах полушарий мозга.

Речевые центры головного мозга

Сенсорная алалия ассоциирована с повреждением центра Вернике, расположенного в области височной извилины. У ребенка в процессе обследования выявляют органическую зрелость и сохранение целостности слухового анализатора, однако, он не способен понимать речь окружающих.

Сенсорная алалия

Основной фактор, определяющий прогноз − степень органического поражения головного мозга. Если повреждения носят транзиторный характер и представлены небольшим очагом, то благодаря пластичности нервной ткани, здоровые отделы ЦНС могут взять на себя функции пораженного участка. При массивном поражении методы лечения имеют низкую эффективность.

Благоприятный прогноз для ребенка определяется временем начала коррекционных мероприятий, а также их комплексностью. Считается, что если алалию начали лечить в 3-4 года у логопеда, который использует упражнения для развития всех компонентов речи, то речевая функция быстро восстанавливается до нормального уровня.

При начале лечения в возрасте 4-6 лет количество возможных неблагоприятных последствий для ребенка увеличивается. Дети, которые длительное время не посещали логопедические занятия, испытывают трудности с обучением, так как плохо понимают устную речь. Кроме того, у них возможно развитие дислексии и дисграфии, также отрицательно сказывающихся на процессе получения знаний.

Основная задача: создание стимулов, пусковых механизмов, которые должны обеспечить развитие речи у детей и усвоение ими языковой системы.

-развитие предикативной функции( глаголы);

– овладение элементами грамматического строя;

1 этап.Однословная фраза. Работа проводится на фоне общения логопеда с ребёнком. Логопед создаёт единство двигательной словесной реакции.В форме побудительного наклонения логопед просит ребёнка выполнить действие: “Сядь”, “Иди”. В момент выполнения этого действия ребёнком логопед вместе с ним проговаривает это слово.

2 этап. Предложение из двух слов. Центром является глагол в побудительном наклонении. Расширяется синтаксическая конструкция за счёт других членов предложения – дополнений. Формируется номинативный (предметный) словарь.Глагол один, а к нему множество предметов. Работа проводится на фоне действий ребёнка. ( “Несу куклу”).

3 этап. Двусоставное предложение (подлежащее сказуемое). Основывается на том, что ребёнок должен высказать суждение  о действиях другого лица или животного. Требуется чёткое произнесение окончаний. Примеры : “Мама идёт”.

Таким образом в результате этой методики достаточно быстро формируется у неговорящего ребёнка фраза “Мама несёт куклу”.

1 этап. Адаптационный.

Недоразвитие речи у ребенка при нормальном слухе

2 этап.  Однословный.

3 этап. Неречевой этап. Адекватное реагирование на различные шумы, преодоление гиперакузии.

4 этап. Семантический этап. Формировании безошибочной связи слова с обозначаемым предметом ( преодоление замыкательной акупатии).

5 этап. Этап развития экспрессивной речи. Формирование и воспроизведение словосочетаний, фраз.

6 этап. Этап формирования фонематических процессов.

Прогноз при сенсорной алалии неоднозначен. Зависит от раннего начала коррекционных занятий, а также интеллектуальной сохранности.

1. Этапы формирования речи в норме.

2. Развитие речи в домашних условиях.

3. Конспекты логопедических занятий.

  • Бедный активный словарь, медленное и искаженное его развитие:
    1. ограничение словаря обиходно-бытовым уровнем;
    2. трудность актуализации имеющихся лексических единиц в собственной речи;
    3. частые лексические замены;
    4. стереотипность высказываний, речевые штампы;
    5. трудности словообразования и словоизменения.
  • Позднее и своеобразное формирование грамматического строя:
    1. затруднения при именном и глагольном управлении, при согласовании, употреблении числовых и родовых окончаний;
    2. опускания предлогов и союзов. 
    3. «телеграфный стиль» (не во всех случаях)
  • Своеобразное развитие фонетики:
    1. трудности формирования тонких артикуляционных движений;
    2. нарушение последовательности, переключаемости артикуляционных движений;
    3. затруднения при слиянии звуков в слове (слоге);
    4. непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов;
  • Отклонения в развитии слоговой структуры слов:
    1. сокращение количества слогов;
    2. перестановки звуков и слогов в слове;
    3. «застревание» на предыдущем слоге;
  • Нарушение просодической стороны речи:
    1. несформированность ритмической структуры слова и фразы;
    2. монотонная, невыразительная, мало модулированная речь;
    3. нарушения темпа и ритма;
    4. неправильная расстановка логического ударения (не всегда).
  • Вариабельность в понимания речи:
    1. понимание, ориентированное на ситуацию;
    2. затруднение понимания грамматических форм;
  • Неврологическая симптоматика различной степени выраженности;
  • Моторная неловкость:
    1. дискоординация;
    2. замедленность/расторможенность движений;
    3. снижение моторной активности;
    4. недостаточная ритмичность;
    5. нарушение динамического и статического равновесия;
    6. затруднения мелкой моторики пальцев рук.
  • Неустойчивость активного внимания: трудности его распределения и переключения;
  • Своеобразие памяти:
    1. сужение объема памяти;
    2. быстрое угасание возникших следов;
    3. ограниченность вербальной слуховой памяти
  • Отставание в развитии словесно-логического мышления:
    1. недостаточная гибкость мышления;
    2. недостаточная динамичность усвоения неязыковых и языковых закономерностей;
  • Недостатки конструктивного праксиса:
    1. неумение собирать разрезные картинки;
    2. трудности конструирования из палочек;
  • При моторной алалии также могут наблюдаться:
    1. Повышенная раздражительность;
    2. Напряженное состояние;
    3. Склонность к слезам;
    4. Импульсивные состояния;
    5. Обидчивость.

Важно помнить! Наличие у ребенка нескольких из вышеперечисленных симптомов не означает наличие у него моторной алалии. Для постановки диагноза необходимо обратиться к врачу-неврологу.

Пример: Алексей К., 4 года. Заключение: моторная алалия. Позднее речевое развитие – первые слова после 2 лет. В активном словаре насчитывается порядка 15-20 слов: «папа», «мама», «баба», «там» «мяу» и др., при общении использует слоги, аморфные слова, жесты, мимику. Понимание речи носит ситуативный характер.

  • Нарушения понимания обращенной речи вследствие нарушений фонематического слуха;
  • Нарушение фонематического слуха различной степени:
    1. полное неразличения речевых звуков (ребенок не реагирует на имя, проявляет безразличие к любым неречевым и речевым звукам);
    2. понимания отдельных частотных слов (ребенок понимает отдельные обиходные слова, но не понимает их на фоне общего высказывания);
    3. выполнения конкретных инструкций, заданных в знакомой ситуации (ребенок понимает высказывание в рамках контекста, но не понимает смысл грамматических конструкций);
  • Трудности в развитии активного словаря;
  • Грубые нарушения слоговой структуры слов:
    1. замены звуков в слове;
    2. повторение предыдущего слога;
    3. пропуски звуков и частей слова;
  • Нарушения грамматического строя;
  • В собственной речи наблюдаются:
    1. логоррея;
    2. немедленные или отсроченные эхолалии;
  • Фонетические нарушения;
  • Нарушения произвольного слухового внимания:
    1. неустойчивость слуховых реакций;
    2. отсутствие слухо-речевых дифференцировок;
    3. повышенная истощаемость слухового внимания.
  • Нарушения слуховой памяти:
    1. неполноценность слухового анализа;
    2. трудности освоения слухового синтеза;
  • При сенсорной алалии также могут наблюдаться:
    1. Явление гиперакузии (повышенная чувствительность к звукам);
    2. Трудности поведения;
    3. Недостаточная контактность;
    4. Особенности развития эмоционально-волевой сферы;
    5. Вторичная задержка умственного развития.

Пример: Анна Т., 6 лет. Заключение: сенсорная алалия. В процессе обследования отмечается двигательная расторможенность, неусидчивость. Произвольная деятельность не сформирована. Понимание речи грубо нарушено. Наблюдается явление гиперакузии. В собственной речи присутствуют обрывки междометий, слов, которые не являются средством коммуникации.

Какой вид речи нарушается при моторной алалии

Важно помнить! Максимально благоприятный прогноз при диагнозе «алалия» возможен при раннем обнаружении проблемы, грамотном лечении и своевременной адекватной коррекционно-педагогической помощи. 

Логопеды Центра развития речи «Говорить легко» придерживаются психолингвистического подхода при коррекции алалии. В рамках данного подхода, и ссылаясь на известных российских авторов, таких как Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева, Н.С Жукова разрабатываются программы коррекционного воздействия для детей с алалией.

Ориентирована на преодоление не только речевых, но и неречевых нарушений у ребенка. Выбор логопедической методики зависит от структуры и степени выраженности нарушений при моторной алалии, соотношения речевых и неречевых расстройств, особенностей коммуникации, а также личностных характеристик ребенка.

Важно помнить! В Центре развития речи «Говорить легко» для каждого ребенка с моторной алалией прописывается своя программа коррекционной работы.

Помимо занятий с логопедом детям с моторной алалией рекомендуется:

  1. Наблюдение у невролога;
  2. Занятия с психологом/специальным психологом;
  3. Консультации с кинезитерапевтом.

Важно помнить! Медикаментозное лечение при моторной алалии подбирается только лечащим врачом!

Для детей с моторной алалией будут полезны такие занятия как:

  1. Логоритмика;
  2. Адаптивная физкультура;
  3. Арт-терапия (сказкотерапия, песочная терапия, куклотерапия, музыкотерапия и пр.)

В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с моторной алалией предлагается:

  1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
  2. Составление программы коррекционно-логопедической работы;
  3. Психолого-педагогическое консультирование семьи;
  4. Занятия  с логопедом;
  5. Занятия с дефектологом;
  6. Логоритмические занятия;
  7. Занятия арт-терапией.

Какой вид речи нарушается при моторной алалии

Педагоги Центра владеют различными методиками, технологиями и приемами логопедической работы при моторной алалии; дополнительно проходят обучения и повышение квалификации, участвуют в профильных конференциях, семинарах. 

div {amp}gt; .uk-panel’, row:true}” data-uk-grid-margin {amp}gt;

При данном нарушении логопеды Центра развития речи «Говорить легко» предлагают использовать систему альтернативной коммуникации «PECS» – систему общения при помощи обмена карточками.

Обучение  по методу  PECS способствует:

  1. Развитию преднамеренной коммуникации;
  2. Формированию возможности выражения потребностей и желаний;
  3. Инициации взаимодействия и контакта;
  4. Формированию способности привлекать внимание социально приемлемым способом;
  5. Уменьшению нежелательного поведения;
  6. Развитию понимания речи;
  7. Активизации собственной речи;
  8. Развитию мышления.

Профилактические мероприятия

Каждый ребенок с признаками алалии должен пройти комплексное обследование у логопеда, оториноларинголога и невролога. Детский невролог должен оценить степень и характер повреждения ЦНС, так как это определяет прогноз на выздоровление. Головной мозг исследуется с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая изучить электрическую активность отдельных участков коры головного мозга и выявить патологические изменения в ней. Аппараты для проведения ЭЭГ имеются во всех поликлиниках и неврологических отделениях, что позволяет применять данный вид диагностики для всех детей.
  • Эхоэнцефалография, заключающаяся в ультразвуковом исследовании структур головного мозга. Процедура позволяет оценить расположение основных отделов ЦНС и выявить их смещение.
  • Прицельная рентгенография черепа. Используется для изучения состояния костных структур. При гидроцефалии на рентгене отмечаются характерные изменения в виде появления вдавлений в результате повышения внутричерепного давления.
  • Компьютерная или магнитно-резонансная томография необходима для структурной оценки головного мозга. Наибольшей точностью обладает МРТ, позволяющая получать изображения с высоким уровнем детализации.
  • Аудиометрия и отоскопия используются для дифференциальной диагностики с тугоухостью.

Логопед обязательно исследует у ребенка слухоречевую память. Кроме этого, уделяется внимание анамнезу родов, наличию у матери соматических заболеваний, а также особенностям развития в первые годы психических и моторных навыков. Исследования речевой деятельности включают в себя анализ словарного запаса, фонетико-фонематической правильности, грамматики и импрессивной речи. Интерпретировать данные должен только специалист, так как постановка неправильного диагноза может привести к неэффективному лечению.

Какой вид речи нарушается при моторной алалии

Предупредить развитие алалии у ребенка можно благодаря комплексу профилактических мер:

  • родители ребенка должны отказаться от вредных привычек − табакокурения, употребления спиртных напитков, наркомании;
  • перед беременностью следует пройти прегравидарную подготовку, направленную на выявление у женщины заболеваний, в том числе инфекционного характера, которые могут негативно сказаться на внутриутробном развитии плода;
  • в период беременности следует избегать острых инфекционных заболеваний, а также обострений их хронических вариантов;
  • при приеме медикаментозных препаратов беременная женщина должна проконсультироваться с врачом акушером-гинекологом по поводу их использования во время вынашивания ребенка;
  • необходимо своевременно проходить все обследования, в том числе, направленные на выявление состояния плода;
  • после рождения необходимо регулярно разговаривать и заниматься с ребенком с первых дней его жизни;
  • при задержке психического и моторного развития необходимо сразу же обратиться к лечащему врачу.

Подобные профилактические рекомендации позволяют обеспечить нормальное развитие нервной системы ребенка, а также своевременность освоения им моторных и речевых навыков.

Алалия − речевая патология, характеризующаяся недостаточным развитием моторного либо сенсорного компонента речи. Она характеризуется комплексным нарушением речевой функции: страдает грамматика, фонетика и словарный запас. Своевременное обращение к специалистам позволяет выявить причину алалии и подобрать комплексные меры для ее устранения.

Необходимо комплексное обследование с привлечением невролога, отоларинголога, психолога и логопеда. Отоларинголог должен исключить органическое поражение артикуляционного аппарата, характерное для дизартрий любого характера. При неврологическом осмотре выявляют и оценивают характер и выраженность повреждений структур ЦНС. При этом используют следующие методы:

  1. Электроэнцефалографию (ЭЭГ), которая позволяет оценить функциональную активность отдельных участков головного мозга и выявить ее нарушения.
  2. Эхоэнцефалография – оценка состояния мозговых структур, основана на использовании ультразвука. Невролог при проведении ЭхоКГ получает возможность оценить расположение основных отделов ЦНС и выявить сопутствующие изменения в виде гидроцефалии и пр.
  3. Обзорную рентгенографию черепа для исключения травматических повреждений.
  4. Магнитно-резонансную томографию (МРТ) – позволяет оценить состояние корковых отделов речедвигательного анализатора и выявить любые отклонения в их строении.
  5. Проведение отоскопии и аудиометрии исключают тугоухость, также проявляющуюся нарушениями восприятия речи и собственной речевой активности.

Важно провести дифференциальную диагностику – исключить задержку речевого развития, дизартрию, тугоухость и олигофрению.

Профилактика развития алалии включает в себя ряд общих рекомендаций:

  1. Все семьи должны проходить надлежащую подготовку к беременности, позволяющую свести к минимуму риски развития негативных влияний на плод и осложненных родов.
  2. Родители должны исключить вредные привычки — употребление спиртных напитков и табакокурение.
  3. После рождения необходимо регулярно проходить все нужные медицинские исследования, в том числе, посещать невролога. Специалист поможет своевременно выявить отклонения в развитии и наличие неврологического дефицита.
  4. При выставлении диагноза “минимальная мозговая дисфункция” необходимо соблюдать все назначения лечащего врача и не заниматься самолечением. Не следует использовать народные методы терапии, а также гомеопатические средства, не имеющие доказательств своей эффективности и безопасности.
  5. С первого дня рождения особое внимание следует уделить общению с грудничком. Процессы формирования речедвигательного анализатора начинаются с первых месяцев жизни под влиянием слышимых звуков и речи. В связи с этим, с ребенком необходимо постоянно разговаривать.

Выход из моторной алалии и других вариантах заболевания происходит при адекватном и комплексном лечении. Прогноз для детей благоприятный при легкой и средней выраженности болезни. При тяжелой патологии терапия и профилактика вторичной интеллектуальной недостаточности не всегда позволяет сформировать полноценную речь.

Негативные последствия

Позднее выявление любой формы алалии или длительные попытки самостоятельной коррекции могут стать причиной развития осложнений патологии. В связи с выраженным нарушением речевых функций, освоение основных психических навыков замедляется. Важное значение при этом имеет отсутствие полноценного общения с родителями и детьми, необходимого для развития личности и психики ребенка.

При отсутствии коррекции алалия приводит к дисграфии и дислексии. Ребенок испытывает трудности с освоением навыков чтения и письма, которые тесно связаны с речевыми центрам головного мозга. Это затрудняет процесс обучения и может стать причиной низкой успеваемости детей при обучении в дошкольных и школьных учреждениях.

При прогрессировании патологии, у ребенка может появляться заикание, которое дополнительно затрудняет речевой контакт. Кроме того, ребенок воспринимает данное нарушение негативно, стремясь избегать контактов с окружающими людьми.

Методика выполнение массажа

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматика алалииалалию от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога логопеды и психологи.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.

Коррекция дефекта проводится в комплексе. Лечение алалии у детей требует назначения медикаментов, стимулирующих созревание структур мозга:

  • витамины В5 и В12;
  • Когитум;
  • Гаммалон.

{gallery-0}

Чтобы устранить сенсорную и моторную алалию, назначается физиотерапия, микротоковая рефлексотерапия. Медикаментозное лечение моторной алалии будет более эффективным, если вместе с ним проводить коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Специалисты работают над развитием речи и других высших психических функций: вниманием, памятью, мышлением.

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

Какой вид речи нарушается при моторной алалии

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

Алалия может лечиться только при комплексном медико-психолого-педагогическом подходе. Дети с данным диагнозом должны посещать специализированные дошкольные учреждения, коррекционные центры и санатории, где им может быть проведена подобная терапия.

Основной метод лечения − воздействие на организм факторов, которые стимулируют созревание корковых центров речи. С этой целью используют лекарственные препараты следующих групп:

  • Ноотропы, улучшающие обменные процессы в головном мозге и повышающие устойчивость нервных клеток к негативным воздействиям. Часто используется Пирацетам, Глицин, Фенотропил и др.
  • Антиоксидантные препараты (Токоферол, Дигидрокверцетин) улучшают состояние нервной ткани и стимулируют ее созревание при мозговой активности.
  • Средства, улучшающие метаболизм и кровообращение в головном мозге, − Актовегин, Церебролизин и др. Повышают приток крови к структурам ЦНС и улучшают обменные процессы в них.

Помимо медикаментозных средств, хороший эффект наблюдается от комплексной физиотерапии. Врачи рекомендуют использовать лазерное воздействие, лекарственный электрофорез, методы водолечения, электропунктуру и пр. Большой популярностью пользуется транскраниальная электростимуляция, например, микрополяризация, стимулирующая развитие нервной ткани за счет действия слабого электрического тока.

В связи с системным характером нарушений, занятия с логопедом должны носить общий характер и влиять на все аспекты речевой функции. Если у ребенка выявлена моторная афазия, важно, чтобы он начал активно говорить. Проводятся упражнения для формирования пассивного и активного лексикона, улучшения речи, произношения звуков и развития связной речи.

Логопеды отмечают, что лечить сенсорную алалию следует другим образом. В отличие от моторного типа патологии, основной уклон в коррекции уделяют способности ребенка различать речевые и неречевые звуки, отдельные слова и предложения, а также понимать интонацию и смысл услышанной речи. После того как ребенок освоит указанные навыки, приступают к работе с моторным компонентом речи. Используются аналогичные для моторной алалии упражнения, направленные на формирование лексикона, грамматики и фонетики.

В современной психологии и логопедии считают, что дети с легкими формами алалии нуждаются в раннем обучении письму и чтению. Связано это с тем, что через эти навыки ускоряется созревание различных отделов головного мозга, а также ребенок учится отличать слова и предложения друг от друга с использованием зрительного анализатора. В большинстве случаев это позволяет быстро скорректировать имеющийся речевой дефект.

Оцените статью
UfaProNet.ru