Моторная афазия. Афферентная моторная афазия

Депрессия

Что делать в случае тяжелой степени афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

Главная функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов. За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой. Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная. При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору. Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

Лечение при тотальной афазии порой преподносит свои сюрпризы. Поэтому восстановление может начаться неожиданно, что говорит о феноменальных возможностях человеческого мозга. Но в большинстве случаев пациенту понадобится организации серьезной реабилитации, длящейся не меньше трех месяцев после получения травмы или инсульта.

Для достижения заметных результатов требуется делать специальные комплексы упражнений хотя бы по три часа в неделю на протяжении нескольких месяцев. Специалисты говорят, что нужно стимулировать восстановление речевой деятельности на слух. Помощь логопеда может быть разной, и зависит она от вида поражения.

В наше время реализуются и другие методики, являющиеся восстановительной терапией. Сюда относятся использование компьютера с целью улучшения речевых способностей. Такая терапия помогает человеку активнее восстанавливать некоторые элементы речи, а специальные программы ускоряют выздоровление, но для достижения наилучших результатов потребуется помощь и участи в процессе лечения членов семьи пациента.

Если же моторная афазия протекает тяжело, то речь больного может состоять только из невнятных звуков или слов “да” и “нет”. Пациенты стараются при этом произносить весь доступный им набор фонем с разными интонациями, чтобы собеседник мог понять их отношение к услышанному. Кстати, как уже упоминалось выше, устная речь такими больными воспринимается практически в полной мере, исключение могут составлять лишь сложные речевые обороты или иносказания.

Между прочим, эмоциональный фон людей с моторной афазией любой степени тяжести также нарушается. Больные обычно становятся плаксивыми и легко впадают в состояние отчаяния или депрессии. Неврологические признаки патологии при этом характеризуются слабостью мимических мышц, а также невозможностью одновременного использования мышц лица, горла и рта. Поле зрения у данных пациентов также сдвигается с обычных границ.

Практика показывает, что даже при одинаковых формах афазии у каждого пациента она проявляется по-разному. Это зависит не только от состояния здоровья и возраста, но и от образовательного, культурного уровней человека, а также от особенностей его личности.

В остром течении (после инсульта) сразу может возникнуть тотальная афазия, при которой больной не в состоянии произнести ни звука. Но, к счастью, часто речь со временем начинает восстанавливаться.

При этом близким, желающим помочь пострадавшему человеку, не следует при беседе с ним кричать, пытаться побудить его к разговору, – он вас отлично слышит. Не стоит также, обращаясь к больному, говорить сложными фразами, так как процесс восприятия сказанного в это время у него сильно затруднен. Но в то же время следует помнить, что у больного не нарушен интеллект. Проблема для этого человека состоит именно в трудностях произношения!

К сожалению, вернуть речь в полном объеме после инсульта или травмы мозга довольно трудно. Но больному при правильном отношении к этому окружающих удается в достаточной степени восстановить свои коммуникативные способности.

Конечно же, в первую очередь следует провести всестороннее обследование пациента, чтобы выяснить причину нарушений. Как вы уже поняли, от того, какой именно участок мозга пострадал, во многом зависит и методика восстановления речи.

Моторная афазия. Афферентная моторная афазия

К работе с логопедом присоединяют и медикаментозную терапию. При диагнозе “моторная афазия” лечение, как правило, подразумевает прием таких лекарственных средств, как “Кавинтон”, “Корсавин”, “Телектол” и др., имеющих вазоактивную направленность (они улучшают кровоснабжение мозга). Не менее популярны и антихолинэстеразные вещества, такие как “Амиридин” и “Галантамин” (они оказывают стимулирующее действие на вегетативную нервную систему), а также миорелаксанты, снижающие тонус мышц в парализованных конечностях (препараты “Элатин” и “Мидокалм”), и ноотропные вещества.

Важны и физиотерапевтические мероприятия в виде иглоукалывания, массажа, лечебной физкультуры и электростимуляции.

Если у больного моторная афазия имеет легкую степень, не поощряйте его к использованию жестов или мимики вместо слов, старайтесь стимулировать речь. Но при этом не форсируйте события, добивайтесь чистого и четкого произношения. Не стоит постоянно поправлять все сказанное пациентом.

Предлагайте больному договорить за вами, например, известные поговорки: “Тише едешь – дальше…” Пусть поначалу у него не получится произнести все слово, достаточно даже имитации звуков, которая вызовет побуждение к речи. В этом также помогут и фотографии близких. Нужно попросить показать на них кого-то и назвать его имя.

Как только растормаживание началось, старайтесь употреблять глаголы, подключайте все виды общения: речь, письмо, чтение. Например: “Что делает кошка?” – “Спит”. Пусть больной не только произносит данное слово, но и находит среди предложенных подписей ту, что соответствует картинке.

Как было сказано выше, тяжелая степень афазии приводит к тому, что человек не в состоянии произнести даже слог, а не только слово. В таком случае ему пригодится порядковый счет, повторение названий дней недели или пение.

Дело в том, что именно эти процессы наиболее автоматизированы, и контроль над ними переходит уже в другие участки мозга. Поэтому, считая вслед за вами: “Один, два, три, четыре”, больной произносит звуки без раздумий. Кстати, то же происходит и в процессе пения. Песня при этом должна быть хорошо знакомой и максимально простой. Вначале пойте ее вместе с пациентом, а затем поощряйте все, даже невнятные попытки к самостоятельному пению или счету.

Афазия

Помните, что на всех этапах реабилитации больные нуждаются в ободряющих беседах и положительной мотивации занятий, так как эмоциональный фактор – это важная составляющая, успешно преодолевающая моторные формы афазии.

Что отличает афферентную афазию?

Одной из разновидностей патологических расстройств речи является афферентная моторная афазия, называемая еще кинестетической.

У больного при этом задеты нижнетеменные отделы головного мозга (ведущего полушария). У правшей – это левое полушарие, которое отвечает за процесс говорения. При данном виде речевого расстройства (в легкой форме) у больного наблюдается особенная беглость речи с отсутствием пауз между словами. При этом заметны нарушения артикуляции, а также парафазийные дефекты (т. е. замена одних звуков или слогов в слове другими) в процессе чтения или спонтанного говорения.

В тяжелом же случае больному с трудом дается произношение звуков. Причем афферентная афазия обладает интересной особенностью – человек, например, непроизвольно может произносить некоторые из них, а по просьбе – нет, так как именно в этот момент ему приходится решать проблему, как именно следует сложить губы, куда деть язык и т. п., чтобы получился тот или иной звук.

Насколько распространена афазия?

Афазия является одним из наиболее распространенных заболеваний мозга.

Большинство людей, страдающих афазией, старше 65 лет. Это происходит потому, что инсульт и распространенные прогрессирующие неврологические состояния, такие как болезнь Альцгеймера или другие виды деменции, имеют тенденцию поражать людей старше 65 лет.

Афазия, вызванная опухолью головного мозга или серьезной травмой головы, может поражать людей всех возрастов, включая детей.

Симптомы

В случаях, когда афазия была вызвана внезапной травмой головного мозга, такой как инсульт или тяжелый ушиб головы, симптомы обычно развиваются сразу после травмы.

В случаях, когда происходит постепенное повреждение головного мозга в результате состояния, ухудшающегося со временем, такого как деменция или опухоль головного мозга, симптомы могут развиваться постепенно.

Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
  • Состояние после операции на головном мозге.

Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий. Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит). Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

Не важно, какой образуется тип афазии, в результате любого появляется общее речевое нарушение. Происходит это из-за выпадения любой речевой стороны, которая впоследствии вызывает вторичный распад всей речевой системы.

Люди, которые страдают афазией, обладают «телеграфным стилем» речи, то есть в произношении слышатся долговременные паузы, гипофония. Также начинается развитие алексии, аграфии.

Афферентная моторная афазия может проявляться в двух вариантах.

  1. При первом виде наблюдается формирование артикуляционной апраксии, абсолютное исчезновение спонтанной речи, а также появление речевого повторения.
  2. При втором типе происходит развитие проводниковой афазии, присутствие ситуативной речи, нарушения в повторениях и произвольных названиях.

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия сопровождается поражением восприятия слуховой информации, когда слуховой аппарат находится в полностью здоровом состоянии. Пациент не способен воспринимать речь других людей, а также наблюдается отсутствие контроля над словесным потоком.

Развитие акустико-мнестической афазии характеризуется неспособностью удерживать в памяти информацию, которая была услышана. При занятиях с логопедом пациент не может повторить следом за специалистом связку, которая состоит из трех-четырех слов.

Амнестико-семантическая афазия проявляется в виде потери памяти на название элементарных предметов. Данная афазия у детей встречается редко, чаще всего наблюдается среди людей пожилого возраста. Нарушается восприятие сложного оборота речи, в том числе отсутствует понимание пословиц или метафор, а также крылатых выражений. Возникает неспособность в понимании текста, который был прочитан.

При развитии динамического типа пациент способен верно произносить только отдельные звуки, короткие фразы и слова.

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

Моторная афазия. Афферентная моторная афазия

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Следует обратить внимание и на то, что, помимо наличия проблем с речью, у больных с диагнозом “афферентная моторная афазия” нарушается и оральный (т. е. неречевой) праксис.

Это состояние выражается в неспособности выполнить разные оральные движения (кстати, как самостоятельно, так и после демонстрации их кем-либо), например, надуть обе или одну щеку, высунуть язык и т. п.

А в результате кинестетического дефекта у пациентов возникают проблемы и с письмом (как под диктовку, так и самостоятельным). Кстати, довольно часто перечисленные расстройства сопровождаются еще и пассивностью больного, вызванной инертностью процессов в нервных волокнах.

Дисфазия у детей

Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:

  • Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
  • Недоедание во время беременности или дефицит йода.
  • Родовая травма.
  • Асфиксия при прохождении по родовым путям.
  • Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
  • Аутизм.

У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.

Симптоматическое проявление афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии — в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Большинство случаев афазии можно улучшить с помощью лечения, даже в тяжелых случаях глобальной формы болезни. Однако полный возврат к уровням коммуникации до афазии не всегда возможен.

При лечении афазии также, как и при любой другой неврологической болезни главенствующую роль играет возможность применения патогенетически обоснованной терапии. Только после полноценно проведённого диагностического обследования можно таргетно назначать терапию.

Первым делом в независимости от формы болезни проводится устранение жизнеугрожающих фактором. Проводятся мероприятия по интенсивной терапии, пациент стабилизируется и только после этого начинается этап лечения афазии и последующая реабилитация.

Лечение патологии проводится с помощью медикаментозных препаратов и логопедических упражнений. Из препаратов применяют:

  • вазоактивные средства;
  • антидепрессанты и седативные препараты;
  • препараты для нормализации тонуса мышц (миорелаксанты);
  • ноотропные средства.

Особое внимание в медикаментозном лечении уделяется ноотропным препаратам, которые улучшают когнитивную функцию и нормализуют метаболические процессы в головном мозге.

Наравне с медикаментозным лечением, больному показана коррекция речи у логопеда, а также физиотерапевтические процедуры для нормализации обменных процессов и улучшения кровообращения.

Своевременно начатое лечение поможет восстановить речевые способности, однако для этого потребуется не менее двух лет. В запущенных случаях без квалифицированного лечения возможна полная утрата речи и способности ее воспринимать.

Терапия зависит от проблемы, вызвавшей болезнь

  1. Если нарушение вызвано опухолью — врачи использую метод хирургического вмешательства.
  2. Проводится устранение кровоизлияние, если болезнь вызвана этой причиной.
  3. Практикуется удаление гнойника из полости черепа хирургическим путем.

Широко в терапии используются препараты, улучшающие кровообращение мозга наряду с обменом веществ, нормализующие артериальное давление

Центр Брока и зона Вернике в головном мозге

Что можно посоветовать близким людям больного

К лечению относятся занятия с логопедом, они включают разные упражнения, воздействующие на дефект.

В основе диагностики заболевания лежит обследование мозга с помощью МРТ и анализ полученных результатов. На МРТ можно увидеть количество поврежденных участков и определить степень повреждения.

Также больному назначают допплерографию сосудов головного мозга. Обязательно должна быть проведена оценка речи больного, для этого его просят прочитать отрывок и написать несколько слов или предложений.

В зависимости от того, в какой степени будет поражение лобной доли головного мозга, будет подбираться медикаментозная терапия. Лечение сенсомоторной афазии должна проводиться комплексное. В комплект входят как медикаменты, так и упражнения логопедического характера. В качестве препаратов применяется:

  • ноотропные препараты;
  • антидепрессанты;
  • препараты для нормализации тонуса мышц.

моторная афазия

Особое внимание уделяется ноотропным препаратом, которые должны улучшать когнитивную функцию и нормализовать обменные процессы в головном мозге.

Лечение должно быть направлено на снижение артериального давления и восстановление клеток головного мозга. В таких случаях назначается гипотензивные препараты. Для снятия отека мозга применяются мочегонные средства. С их помощью можно быстрее вывести жидкость из организма. В редких случаях применяется стволовые клетки. Это универсальный способ замены замены отмерших нейронов. Такой метод считается самым эффективным.

Большую роль в восстановлении речи играют занятия с логопедом. Это один из самых главных врачей при семантической афазии. Часто восстановление речи приходится проходить с нуля. После инсульта восстанавливаться можно в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации обязательно должна быть оказана помощь профессионала.

Логопед работает по следующим методам:

  • В самом начале заболевания он знакомится с пациентом, устанавливает с ним контактах, оценивает тяжесть поражения. Очень важно, чтобы отношения было доброжелательными, иначе эффекта в лечении не будет достигнуто.
  • Все занятия с логопедом должны строиться по нарастающей. Весь материал подбирается в зависимости от тяжести патологии.
  • В самом начале занятия проводится работа по произношению отдельных слов, затем человек должен освоить понимание их в контексте. Затем это закрепляется путем упражнений, например, врач начинает фразу, но не договаривает ее, а предлагает закончить больному.
  • Все занятия должны быть построены на положительной мотивации. Врач предлагает вспоминать пациенту любимые песни, рассказы, стихи. Больному предлагают рисовать картинки по выбранной темы.

Длительность занятий должна быть не более 15 минут. Только через 2 месяца можно добавлять еще 15 минут и так доводить до полчаса. Важно, чтобы занятия проводились ежедневно. После того, как пройдет острый период, пациент может выполнять комплекс упражнений на дому.

При раннем начале коррекции нарушений быстрее пройдет процесс восстановления. Лучше всего, если она начата в течение первой-второй недели после инфаркта или травмы. На исправление последствий афазии может потребоваться до 2-3 лет.

Основные направления:

  • восстановление динамической схемы произношения слов;
  • восстановление фонетического слуха;
  • восстановление понимания речи;
  • преодоление дефектов слухоречевой памяти;
  • стимуляция речевой активности;
  • обучение внутреннему программированию и планированию речи.

Восстановление речевых умений проходит на фоне приема лекарств, использования лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии.

И чаще всего в процессе речи (при диагнозе “эфферентная моторная афазия”) пациент использует только имена существительные и глаголы в начальной форме, например: “Дом… это… стоять”. То, что произносит такой больной, имеет, как правило, телеграфный стиль, но при этом, правда, фразы оказываются достаточно информативными.

Коррекционная работа при моторной афазии, кстати, часто подразумевает использование мелодико-интонационной методики. Больным предлагают петь, а также медленно и напевно произносить слова. И интересно, что при таких упражнениях (даже при глубоких расстройствах артикуляции) процесс произношения становится почти нормальным.

Уже на ранних этапах после обнаружения проблемы моторная афазия требует коррекции, так как наиболее эффективное восстановление речи возможно лишь в первый месяц с начала болезни (позже значительных положительных изменений, как правило, не замечается).

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Афазию обычно диагностируют у логопеда. Существует несколько тестов, используемых для оценки всех аспектов коммуникативных навыков человека.

Эти типы тестов включают простые упражнения, такие как попросить человека назвать как можно больше слов, начиная с буквы А, или попросить назвать предметы в комнате. Затем результаты могут быть использованы для составления детальной картины языковых возможностей человека.

Далее могут быть использованы методы визуальной диагностики для оценки степени любого повреждения головного мозга. Два наиболее широко используемых типа исследовании для диагностики афазии:

  • компьютерная томография (КТ), где серия рентгеновских снимков используется для создания детального, трехмерного изображения мозга;
  • магнитно-резонансная томография (МРТ), при которой сильные флуктуирующие магнитные поля используются для получения детального изображения внутренней части мозга.

Что собой представляет сенсорная афазия

Наиболее тяжелым видом речевого расстройства является сенсорно-моторная афазия, или по-иному – акустико-гностическая. Она вызывается поражением задней трети верхней височной извилины и выражается в нарушении понимания произнесенных звуков, хотя процессы произношения и артикуляции у пациентов, как правило, не нарушены. Проблемы с фонематическим слухом, появившиеся у таких больных, приводят к отсутствию контроля над собственной речью.

Нужно при этом отметить и еще одну особенность этого вида речевого расстройства – сенсорно-моторная афазия характеризуется тем, что, в отличие от предыдущих видов патологии, больной не осознает своей проблемы.

Пациенты с указанным диагнозом, как правило, говорят быстро, но употребляют при этом слова в произвольном значении. И все это выглядит для слушателя как эдакий словесный “салат”, в тяжелых случаях полностью лишенный смысла.

Осложнения

— Депрессия.

Поскольку потеря способности общаться может быть разрушительным опытом, депрессия является распространенным осложнением афазии. Кроме того, многие состояния, связанные с заболеванием, такие как инсульт или болезнь Альцгеймера, могут изменить химический состав мозга человека, делая человека более уязвимым депрессии.

— Катастрофическая стрессовая реакция.

Многие люди с афазией испытывают повторяющиеся эпизоды того, что называется катастрофической стрессовой реакцией. Это когда человек внезапно испытывает всепоглощающее чувство разочарования, гнева, депрессии или общих чувств из-за того, что не могут справиться со своей непосредственной ситуацией.

Признаки катастрофической реакции включают:

  • тревожность;
  • агрессия;
  • плачет или неудержимых смех;
  • крики;
  • упрямство.

Катастрофическая реакция часто запускается, когда человек с афазией остро осознает свои трудности в общении. Поэтому это может произойти в начале курса речевой и языковой терапии.

Если кто-то из близких испытывает катастрофическую реакцию, вы должны сохранять спокойствие, насколько это возможно, и пытаться убедить его, что эти чувства пройдут и что все будет хорошо.

Основы профилактики

афферентная моторная афазия

Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист — в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.

Не существует гарантированного метода предотвращения афазии. Тем не менее, есть некоторые общие рекомендации по образу жизни, которые могут снизить риск развития состояний, связанных с афазией, таких как болезнь Альцгеймера (или другой формы деменции) или инсульт.

Например, вы должны:

  • бросить курить (если курите);
  • избегать употребления большого количества алкоголя;
  • соблюдать здоровую сбалансированную диету, включающую не менее пяти порций фруктов и овощей каждый день;
  • использовать комбинацию упражнений и диет с контролем калорий для достижения здорового веса, что особенно важно, если у вас избыточный вес или ожирение;
  • заниматься спортом по крайней мере 30 минут каждый день, потому что это улучшит физическое и психическое здоровье;
  • оставаться умственно активными, например, читать, писать.

эфферентная моторная афазия

Специальных профилактических мер для предупреждения развития афазии нет. В первую очередь необходимо устранить все возможные факторы риска. Профилактика заключается в следующих аспектах:

  • правильное и сбалансированное питание;
  • здоровый и активный образ жизни;
  • отказ от временных привычек;
  • своевременное лечение заболеваний.

В профилактических целях рекомендуется проходить обследования сердечно-сосудистой системы. Особенно осторожными нужно быть пациентам с артериальной гипертензией.

Полностью предотвратить афазию вряд ли получится, а вот значительно снизить риск ее развития вполне реально. Меры профилактики в большинстве случаев направлены не на предупреждение самого заболевания, а на предотвращение появления причин, которые его провоцируют. То есть проводится профилактика инсультов и других возможных органических поражений мозга.

Помимо этого, рекомендуется вести такой образ жизни, который уменьшает риск возникновения черепно-мозговых травм, а также сразу же обращаться за консультацией специалиста при обнаружении первых признаков нарушения речи.

Чем раньше начинается восстановление речи при афазии, тем успешнее будет результат. Преодолении афазии — очень длительный и трудоёмкий процесс. Который требует совместного труда пациента, его родных, логопеда и лечащего врача.

сенсорно моторная афазия

Прогнозирование восстановления речи зависит от нескольких факторов:

  1. Возраста и состояния пациента;
  2. Размера области поражения и его локализации;
  3. Степени речевых расстройств.

Для профилактики заболевания необходимо предупреждение ЧМТ и сосудистых мозговых катастроф, своевременное выявление опухолей.

История вопроса

Проблема афатических нарушений до настоящего времени является объектом споров неврологов, психологов и лингвистов. Еще в XIX веке выдающиеся ученые установили анатомические зоны, при поражении которых формировались различные афазии. Так, в 1861 году Полем Брока открыта моторная форма патологии речи.

В начале ХХ века сформировались понятия о семантической и динамической формах афазий. Семантическую афазию в 1926 году описал английский невролог Генри Хед, термин «динамическая афазия» введен чуть позже немецким психиатром Карлом Клейстом.

Учение об афатических расстройствах (афазиология) имеет достаточно длительную историю. Оно связано с двумя противоположными научными направлениями – теорией отрицания локализованности функций фазиса (речи) в коре и теорией «эквипотенциальности» (равнозначности) корковых полей. До настоящего времени нет точного подтверждения, как и опровержения ни одной из этих концепций.

Эквипотенциальность коры противопоставляется огромному фактическому материалу, который был накоплен анатомами, физиологами и клиницистами, однако на практике существуют четкие зависимости определенных речевых расстройств и локализации патологического очага. С другой стороны, не стоит умалять важность подкорковых структур в формировании фазиса.

В целом становление учения об афатических расстройствах, приходящееся на XIX – начало XX веков, характеризуется описательным подходом. Позже в неврологии и психологии назрела необходимость в аналитическом изучении проблемы. Этот этап учения о речевых нарушениях с именем выдающегося отечественного ученого Александра Романовича Лурия.

моторная афазия лечение

В осуществлении речевой активности ведущую роль играют не ограниченные зоны, а функциональные системы, покрывающие обширные области коры. Однако различные корковые отделы все же не равнозначны для формирования речевых функций. Повреждение отдельных зон способно вызвать определенные афатические синдромы.

Общепринятым считается, что центры речи заложены в доминантном полушарии. Доминантность определяется деятельностью ведущей руки, однако точная оценка охватывает и другие моменты. Доминирующим является левое полушарие для правшей и правое – для левшей. Другими словами, афазия у левшей чаще всего диагностируется при разрушении фазисных центров правого полушария, а у правшей – левого. В последнее время появились труды, посвященные изучению афазий у лиц с повреждением субдоминантного полушария.

В задних отделах верхней височной извилины расположен аналитико-синтетический центр звуковой активности и наложения ее отдельных аспектов на имеющиеся гностические понятия. По автору его называют центр Вернике. За счет него человек понимает обращенную (импрессивную) речь.

В нижней лобной извилине (ее задних отделах) располагается центр Брока. Благодаря нему обеспечивается непосредственное воспроизведение речи (ее моторная функция).

В нижнезадних отделах теменно-височной области расположен центр памятной (мнестической) речи. За счет него мы можем назвать знакомые нам предметы, людей, животных.

Способность понимать значения сложносочиненных грамматических предложений и словосочетаний локализована в зоне семантической речи. Она располагается на месте перекрытия ассоциативных волокон теменной, затылочной и височной долей.

Также к функциям фазиса относят чтение и письмо. Центр письменной (графической) речи локализован в заднем отделе средней лобной извилины. Чтение (лексия) страдает при нахождении очагового поражения в теменной доле, в ее угловой извилине.

При раздражении этих центров у больного проявляются речевые или афатические приступы (припадки).

Несколько слов напоследок

Работа по восстановлению речи – это довольно длительный и трудный процесс. Он требует совместных усилий лечащего врача, логопеда и, конечно же, близкого окружения пострадавшего. Причем коррекция моторной афазии должна проводиться обязательно на профессиональном уровне, и чем раньше она начата, тем больше шансов на успех.

Особенно выражена положительная динамика у молодых больных. А спонтанный выход из состояния моторной афазии, между прочим, может сопровождаться возникновением заикания.

Учитывайте все это, не теряйте веры в успех – и у вас все получится!

Оцените статью
UfaProNet.ru