Массаж артикуляционного аппарата

Депрессия

Достоинства и недостатки

Зондовый массаж позволяет ускорить постановку звуков, облегчить усвоение артикуляционной гимнастики, наладить работу мышц. Без него коррекция дизартрии затянется на 5-10 лет.

Он не требует особых условий проведения, так как его может сделать любой логопед с соответствующей квалификацией. Во многих коррекционных учреждениях его проводят специалисты по мере необходимости.

У него есть и недостатки. Значимость, ценность массажа переоценена – это вспомогательный инструмент, а не панацея. Низкоквалифицированные логопеды предоставляют зондовый массаж как лекарство от всех проблем. На самом деле воздействие дает только почву для постановки звуков, что не отменяет остальных этапов работы.

При неправильном использовании инструменты вызывают негативизм ребенка, так как при незнании ими можно серьезно навредить. Некоторые специалисты действуют грубо, неправильно, что приводит к боли, отказу ребенка заниматься.

Логопедичесий массаж обладает преимуществами. Он безопасен и не представляет опасности. Регулярное проведение логомассажа позволяет значительно снизить количество медикаментов, ускорить процесс коррекции нарушений звукопроизношения и быстро справиться с вялостью мышц или ,наоборот, с чрезмерным напряжением таковых.

Он положительно влияет на функции сосудов. Доступность методики — преимущество упражнений.

Минусы тоже есть. Некоторые действия могут доставить ребенку дискомфорт и даже боль. Все упражнения воздействуют на мышечный аппарат. Это тоже относится к недостаткам.

Противопоказания к проведению массажа

Массаж для развития речи имеет четкие показания к проведению:

  1. все виды заикания;
  2. различные дефекты речи (афазия, дислалия, брадилалия);
  3. потеря голоса (частичная);
  4. незначительные нарушения голоса;
  5. неконтролируемое слюноотделение;
  6. ДЦП (детский церебральный паралич);
  7. патология произношения, вызванная сильным напряжением мышц лица;
  8. гипертонус лицевых мышц;
  9. проблемы с развитием артикуляционных мышц;
  10. дизартрия (ограничение подвижности языка, неба, губ).

Логомассаж имеет ряд противопоказаний:

  1. стоматиты, гингивиты и прочие заболевания ротовой полости;
  2. конъюнктивиты, блефариты и другие заболевания глаз;
  3. инфекционные заболевания общего типа (ветрянка, грипп, корь и прочие);
  4. герпетическая инфекция;
  5. пульсация артерий и вен;
  6. увеличение лимфатических узлов;
  7. заболевания кожи (дерматиты, лишаи);
  8. обострение любого соматического заболевания;
  9. нарушение целостности массажируемых кожных покровов (ссадины, порезы);
  10. синяки на лице;
  11. нарушения сосудистой стенки, тромбозы;
  12. онкологические заболевания;
  13. грибковые поражения кожных покровов;
  14. страх ребенка перед специалистом или приспособлениями;
  15. гиперчувствительность кожи малыша.

Тяжелые нарушения речи нередко сопровождаются проблемами с нервной системой. При дизартрии страдают отделы мозга, отвечающие за иннервацию мышц. При такой патологии дети не могут переключать артикуляционные позы, ощущать тонкие движения языка и губ.

Ведущий дефект — нарушение фонематической стороны. Ребенок говорит:

  • невнятно;
  • искажая звуки;
  • маловыразительно.

Лексика, грамматика не всегда страдают. При произношении звука язык отклоняется в сторону, либо ограничен в движениях. Кончик выступает между зубов, то есть появляется межзубное произношение.

При тяжелых нарушениях заметна асимметрия губ, напряженный, собранный в комок язык (либо он может быть вялым, расслабленным). Стертую форму дизартрии сложно определить, так как при ней страдает только произношение 1-2 групп звуков.

Использование массажных зондов для коррекции дислалии спорно. При нарушении страдает только произносительная сторона речи. Массаж укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, подготавливает их, ускоряет постановку звука. Некоторые логопеды придерживаются мнения, что это лишнее.

При дислалии может быть укорочена подъязычная связка. Она ограничивает подвижность языка, нарушается ряд звуков (соноры, шипящие). Желательно хирургически подрезать ее, но не все родители на это согласны. Поэтому зондом уздечку растягивают, при легкой степени дефекта можно значительно улучшить ее эластичность.

Логопедический зондовый массаж назначают при алалии. При данной проблеме страдают определенные участки коры мозга. У ребенка нормальный физический слух, но в 4 года он не говорит. При моторной форме малыш понимает обращенную речь, но сам пользуется жестами.

Массаж стимулирует поступление сигналов в головной мозг, что способствует развитию пораженных отделов. После курса лечения появляются звукоподражания.

Причина ринолалии — это дефекты в строении речевого аппарата (расщелины губы, десны, нёба). После операции остаются рубцы, которые мешают подвижности органов. Зондами разминают швы, стимулируют работу мышц.

Дьякова рекомендует зондовый массаж для коррекции заикания. В основе дефекта судороги разного происхождения. Из-за напряжения мышц человеку сложно сказать что-то. Для расслабления используют массаж.

Курсы массажа назначает невролог после полного обследования. Нельзя проводить его при эпилепсии разной формы, так как он может спровоцировать приступы.

Временный отвод дается при любых инфекционных, соматических болезнях. Нельзя проводить зондовый массаж при стоматите, кариесе, гингивите, кожных болезнях. Герпес, инфекции полости рта тоже служат медотводом для процедур.

Зондовый логопедический массаж

При тошноте, рвоте, усталости нельзя проводить сеанс, лучше перенести его на другое время. Логопед осматривает каждого ребенка перед проведением массажа.

Эффективность воздействия доказана многими специалистами.

Комплекс упражнений помогает справиться со многими речевыми нарушениями — дислалия, алалия, афазия, заикание. Необходим логопедический массаж при дизартрии и дефектах голоса, обусловленных недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Показания для логомассажа:

  • дисграфия;
  • повышенное слюноотделение;
  • ДЦП;
  • невнятное произношение звуков.

Логопедический массаж полезен в том случае, если причина речевого недоразвития не ясна.

При заикании проводить логопедический массаж нужно с осторожностью. При данном нарушении доверить проведение специального комплекса упражнений нужно специалисту. Заниматься самолечением не стоит.

Логопедический массаж имеет противопоказания. Категорически запрещается проводить манипуляции при инфекционных заболеваниях, болезнях кожи, слизистой оболочки рта и глаз, при увеличении лимфатических узлов. Если у ребенка плохое настроение, и он не расположен к занятиям, от сеанса логомассажа лучше отказаться.

Массаж артикуляционного аппарата

Не рекомендуется проводить манипуляции даже при небольшом повышении температуры тела. Запрещаются сеансы при герпесе, наличии судорог, синяков. При онкологических заболеваниях важность проведения массажа должен оценить врач.

Рекомендации для родителей

Проводить логопедический массаж должен специалист. Наличие навыков у педагога может подтвердить сертификат.

К быстрому эффекту приведет проведение занятий в домашних условиях при следующих условиях:

  • упражнения нужно проводить в проветренном помещении;
  • обязательно использование защитных средств, одноразовых перчаток и масок;
  • инструменты должны быть обработаны кипятком или специальными дезинфицирующими средствами;
  • руки должны быть обработаны спиртосодержащим раствором, это позволит защитить слизистую оболочку от воздействия болезнетворных бактерий и микроорганизмов;
  • не нужно проводить упражнения сразу после еды;
  • воздержаться от логомассажа нужно и в случае плохого самочувствия или настроения;
  • продолжительность первых сеансов не должна превышать нескольких минут, постепенно время проведения увеличивается;
  • логопедический массаж лучше всего проводить в лежачем положении или в положении полусидя;
  • под голову нужно подложить валик или любой другой предмет, который позволит расслабить мышцы, на которые будет производиться воздействие;
  • ребенка нужно приободрять и говорить ему слова похвалы и одобрения;
  • на руках педагога не должно быть колец и украшений, которые могут повредить кожу ребенка.

Длительность курсов и количество сеансов определяют врач и логопед.

При тяжелых нарушениях речи сеансы могут проводиться в течение года и более длительного времени. Один курс включает в себя двадцать сеансов. Занятия нужно проводить каждый день. Длительность одного сеанса зависит от эмоционального состояния ребенка.

Важен настрой ребенка. Он должен понимать цель занятий, осознавать важность упражнений. Ребенок должен доверять человеку, который проводит занятия. Правильный эмоциональный настрой — залог успеха и эффективности коррекции речевых нарушений.

Первые сеансы нужно проводить в положении сидя. Через 2-3 сеанса можно изменить позу и предложить ребенку провести занятие в положении лежа.

Опираясь на свои навыки и умения, специалисты применяют в практике сочетание нескольких техник логомассажа. Это позволяет ускорить процесс коррекции нарушения речи.

Длительность курса рассчитывается индивидуально. В среднем достаточно 10-ти процедур, проводимых через день. Между циклами делают перерыв в месяц. Некоторые логопеды предпочитают включать массаж перед каждым занятием.

Длительность процедуры зависит:

  • от возраста;
  • степени дефекта;
  • личностных особенностей.

Минимальное время – 5 минут, максимальное – 25. Воздействие не должно вызывать боли, допускается небольшой дискомфорт. Дети могут бояться зондов, так как они напоминают медицинские инструменты. Можно дать их потрогать, поиграть ими, провести сеанс на игрушках.

При негативизме, истериках, агрессии первые сеансы делают максимально короткими. Начинают с поглаживания губ, щек, кончика языка. При ярко выраженном рвотном рефлексе воздействие начинают с легкого, постепенно продвигаясь вглубь рта.

Сеансы массажа проводят в хорошо проветриваемом помещении. Оно должно быть теплым, светлым, уютным.

Не стоит отказываться от всех средств коррекции. Для лечения тяжелых нарушений речи требуется комплексный подход. В него входит:

  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • общий массаж и логопедический.

Массаж артикуляционного аппарата

Занятия с психологом позволяют вырабатывать мотивацию, развивать высшие психические функции. Логопедический массаж часто вызывает у ребенка неприятные ощущения, поэтому в качестве поощрения покупают что-то вкусное или игрушку.

В домашних условиях можно использовать навыки самомассажа. Крупенчук разработала технику с использованием столовых ложек. Ее она подробно изложила в одноименной книге.

Перед процедурой ребенка правильно настраивают, объясняют ему необходимости ее проведения, обещают наградить. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Не стоит воспринимать зондовый массаж как легкое решение проблемы. Тяжёлые нарушения речи требует 3-4 лет для исправления всех дефектов. Поэтому необходимо набраться терпения.

Различные техники логомассажа

Рассмотрим основные массажные техники в зависимости от задействованных зон.

Логопедический массаж языка

  • Проводится профессиональными приспособлениями (зондами, лопаточками) или подручными материалами (ложками, зубными щетками). Может проводиться руками в стерильных перчатках.
  • Во время проведения под язык подкладываются сухие стерильные салфетки для впитывания излишков слюны.
  • При возникновении жалоб на боль и дискомфорт со стороны ребенка работа прекращается до следующего раза.

Массаж артикуляционного аппарата

Логопедический массаж лица

  • Проводится поэтапно, сверху вниз. Сначала обрабатывается лоб, потом щеки, нос, губы, подбородок и шея.
  • Проводится воздействие на специальные точки.
  • Вместо ручного массажа может проводиться массаж чайными ложками.

Логопедический массаж рук

  • Работа с кистями рук улучшает мелкую моторику.
  • Воздействие на определенные точки улучшает нервную и мозговую активность, дает позитивный настрой.
  • Тепло рук специалиста успокаивает и расслабляет.

Массаж мочки уха

  • Сначала массируют уши по отдельности, а после – вместе.
  • Движение начинают от нижнего края мочки уха, постепенно двигаясь вверх.
  • Все движения плавные, нежные, но ритмичные.

Существует несколько техник. Они различаются способом и силой воздействия.

Логопедический массаж лица для детей делается отдельно для каждой области.

Проводить сеанс нужно последовательно. Все движения должны выполняться строго сверху вниз. Лишнее усилие может доставить дискомфорт во время занятий. Поэтому не нужно сильно надавливать на лицо и прилагать большие усилия. Руки должны быть расслаблены, а движения плавными.

Начинать нужно с области лба, от его середины к вискам, затем от бровей к волосам. Затем нужно приступить к разминанию лба легкими движениями.

Следующей областью, на которую нужно воздействовать, являются щеки. Необходимо разминать их поверхность, растягивать от уголков рта к вискам, от скул к нижней челюсти.

Затем нужно перейти к области носа. Начинать занятие нужно с легких поглаживаний крыльев органа дыхания. Затем их нужно растянуть. Завершается массаж носа поглаживаниями от носа к уголкам рта.

Следующей областью воздействия является подбородок. Все действия на указанной области выполняются от середина рта к его уголкам.

Завершающим этапом является воздействия на область шеи. На данном этапе выполняются поглаживающие, разминающие движения.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Проводить занятие можно в домашних условиях. Важно соблюдать нормы гигиены. Это позволит снизить риск проникновения инфекций.

Комплект зондов

Массаж зондами требует наличия профессиональных навыков.

Длительность курса массажа составляет 15-20 дней. Техника проведения зависит от вида зонда.

Массаж подъязычной уздечки при помощи зондов

В настоящее время существует несколько видов инструментов:

  • вилочковый;
  • зонд-восьмерка;
  • зонд-саночки;
  • зонд-топорик;
  • зонд-крестовина;
  • зонд-толкачик.

Вилочковый необходим для обкалывания языка, которое необходимо для ритмичного сокращения мышц органов артикуляции.

Зонд-восьмерка предназначен для осуществления нажатий на язык.

Зонд-саночки подходит для надавливаний на орган речи.

Крестовина обеспечивает сокращение мышц языка за счет нажатий и отталкивания назад.

Воздействие зондом-толкачиком позволяет расслабить мышцы органа артикуляции.

Логопедический массаж-эффективный метод, который помогает справиться с речевыми нарушениями и улучшить эмоциональное состояние человека. Оценить, нужен логомассаж человеку или нет, может только квалифицированный логопед.

Логопедические зонды для постановки звуков (под авторством Рау) не подходят для массажа. Специальный набор был разработан Новиковой Е. В. В него входит 8 основных зондов плюс 4 дополнительных. Патент на разработку был получен в 2000 году.

Массаж языка при помощи логопедического зонда

Зонды используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Стимулирование мышц ведущей руки улучшает моторику, способствует развитию почерка.

Первый инструмент – вилочка, выглядит как две чуть разведенные в сторону тупые иглы. Легкое покалывание оказывает активизирующее действие.

Второй инструмент – восьмерка. На конце круглая петля, которая «перетирает» мышцы.

Третий, четвертый, пятый инструменты – это «саночки» разного размера. Форма зондов напоминает закругленные полозья санок, отсюда и произошло название. Работать можно любой стороной инструмента.

Шестой инструмент – топорик, выглядит как две плотно прижатые петли. Используется для нажатия на поверхность органов, скольжения. Нормализует тонус, повышает подвижность мышц.

Набор логопедических зондов

Седьмой – крестовина, петли закругленные, перекрещивающиеся. Применяется для стимуляции мышц языка, разработки его подъёма.

Восьмой инструмент – толкачик, петля небольшая, поднята под прямым углом к ручке зонда. Позволяет стимулировать подвижность, эластичность мышц. При нажатии на язык создает напряжение, после того как давление убирается, орган расслабляется.

Девятый инструмент (дополнительный) – щипчики, выглядит как две больших закругленных петли, расположенных параллельно друг другу. Зондом удобно брать язык, аккуратно двигать его.

Десятый инструмент – подтягивающий, выглядит как низкая широкая рамка. Используется для растяжения уздечки.

Одиннадцатый инструмент – лебедушка, петля небольшая, загнутая у основания, после чего идет небольшой вертикальный участок зонда, который сгибается под прямым углом к ручке зонда. Массирует нёбо, устраняет саливацию.

Двенадцатый – скользящий, выглядит как вытянутый треугольник с круглыми углами. Используется для скользящих движений.

Некоторые авторы вносили свои коррективы в комплект массажных зондов. Воробьева совместно с Крупенчук создали авторский набор. Он состоит из 9 инструментов. Новаторством можно считать создание зондов с разными катушками с небольшими гранями. Подобное покалывание позволяет эффективно стимулировать нервную систему.

Логопедический массаж ложками

Дезинфекция зондов

Метод представляет разновидность логопедического массажа лица.

Проведение манипуляции с помощью ложек увлекает детей. Что является неоспоримым преимуществом данной техники.

Важно проводить занятие чистыми ложками. Их поверхность должна быть ровной, без изъянов и трещин. В противном случае можно травмировать кожу лица и занести инфекцию.

Движения должны быть мягкими. Воздействовать на каждую область нужно 6-8 раз. Логопедический массаж ложками нужно проводить поэтапно:

  • область висков нужно поглаживать ложками;
  • затем нужно перейти к воздействию на область глазных впадин;
  • поглаживание щек;
  • растирание висков тыльной стороной ложки;
  • воздействие на участок между бровями путем его растирания;
  • помассировать носогубный участок зауженным концом ложки;
  • поглаживание губ.

Завершается сеанс разминающими движениями подбородка и скул.

Пальчиковый логомассаж для развития речи

Доверить проведение данного вида массажа лучше специалисту.

Массаж языка при помощи специального зонда

Необходимо использовать шпатель, зубную щетку либо указательный палец руки. Для проведения логомассажа может понадобиться салфетка. Это нужно учитывать.

Манипуляции стоит начинать с поглаживаний продольных мышц языка.

Количество повторов — 9-10. Затем нужно произвести 5-6 надавливающих движений на орган артикуляционного аппарат. На следующем шаге переходим к поперечным поглаживаниям.

Продолжать логопедический массаж нужно поглаживанием боковых мышц органа речи. После этого необходимо перейти к разминанию языка пальцами рук. Манипуляцию нужно проводить в перчатках.

На следующем этапе выполняются растирающие движения. Затем выполняются потряхивания кончика языка. После этого необходимо перейти к надавливаниям на орган речи шпателем или другим доступным предметом.

Затем выполняются сжимания боковых мышц языка. Движения должны быть легкими. Дискомфорта и боли во время процедуры возникать не должно.

Завершается сеанс пощипываниями и похлопываниями органа речи.

Количество повторов может достигать 10.

Данный вид манипуляций не имеет противопоказаний. Пальчиковый логопедический массаж можно делать детям до года. Суть метода заключается в воздействии на нервные окончания путем массирования фаланг пальцев. В результате несложных манипуляций происходит воздействие на речевые зоны коры головного мозга.

Начинать воздействие нужно с мизинца, от ногтя до основания. Нужно проработать каждый сустав. Упражнение нужно повторить на обеих руках.

Затем нужно слегка нажать на подушечки пальцев. Начинать манипуляцию необходимо с легким нажатий и постепенно увеличивать их силу.

После этого нужно приступить к воздействию на поверхность ладони, совершая круговые движения указательным пальцем. Чтобы ребенку было интересно, можно разнообразить упражнение потешками или считалками (например, «Сорока-белобока»). Затем нужно совершать круговые движения от края к центру ладони.

Для пальчикового массажа можно использовать мячик с шипами или специальный тренажер из дерева.

Массаж ладошек для развития речи
Массаж ладошек для развития речи

В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.

Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.

Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к  приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.

  • «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

  • «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.

— Сорока-сорока, где была? — Далеко. Дрова рубила, печку топила, воду носила. Кашку варила, деток кормила.

  • «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.

Свистели метели, летели снега, Стелила постели большая пурга. И было метелям совсем не до сна. Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.

  • «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.

Толстушка–ползушка, дом-завитушка! Ползи по дорожке, Ползи по ладошке. Ползи, не спеши, рога покажи.

  • «Пила». Ребром ладони “пилят” вдоль и поперек ладошку ребенка.

Принялась пила за дело, Завизжала и запела. Ела, ела, дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.

  • «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).

Дети любят всех зверей: (большой палец)Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)Пеликанов, журавлей, (средний палец)Бегемотов, соболей, (безымянный палец)Голубей и глухарей, (мизинец)И клестов, и снегирей, (большой палец)Любят горного козла, (указательный палец)Обезьянку и осла, (средний палец)Дикобраза и ежа, (безымянный палец)Черепаху и ужа. (мизинец)

  • «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.

Вырос у нас чесночок,Перец, томат, кабачок,Тыква, капуста, картошка,Лук и немножко горошка.Овощи мы собирали,Ими друзей угощали,Квасили, ели, солили,С дачи домой увозили.Прощай же на год,Наш друг-огород!

  • «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рукИщет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

  • «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».

Покатаю я в рукахМячик мой хороший.Чтоб всегда здоровым быть,Ловким и весёлым.

Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка. В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.

Массаж лба

Массаж проводится следующим способом:

  • поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части;
  • разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба;
  • вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.
Массаж языка
Массаж языка

Массаж щек

Далее массируют щеки:

  • разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек — от уголков рта к вискам;
  • легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.

Массаж рта

Этот участок массируют так:

  • поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта;
  • аналогичными движениями массируют нижнюю губу.

Массаж подбородка

Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.

Массаж воротниковый зоны помогает детям с ЗРР не только развить речь, но и улучшить общее физическое состояние организма.

При воздействии на воротниковую зону активизируется работа нервной системы, улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, которые отвечают за речь.

Сеанс массажа обычно длится 15-25 минут. Он не доставляет боль или дискомфорт  ребенку.

Специалисты назначают курс примерно на 20 сеансов, а через 1,5-2 месяца его рекомендуется повторить. При ежедневном проведении положительный эффект от массажа будет заметен довольно быстро.

Перед процедурой нужно убедиться, что ребенок не боится и что он расслаблен.

Ребенка кладут на кушетку на живот, руки опускают вдоль туловища.

Массаж проводится так:

  • Легкими поглаживающими движениями двигаются сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночную область.
  • Растирающими движениями, более сильными, массируют эту же зону 3-мя фалангами пальцев.
  • Затем массируют трапециевидную мышцу с помощью 3 фаланг пальцев.
  • Разминающими движениями прорабатывают верхнюю часть спины и плечи ребенка.

Логопедический (речевой) массаж — эффективный метод коррекции речи у детей с ЗРР и другими подобными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта его используют совместно с другими приемами логокоррекции — артикуляционной, дыхательной, голосовой гимнастикой и т.д.

Логопедический массаж проводится только специалистом по рекомендации невролога. Во время процедуры логопед воздействует на мышцы артикуляционного аппарата с помощью рук или массажного зонда.

Невролог назначает ребенку и процедуру массажа воротниковой зоны. С помощью него улучшается работа тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.

Родители также могут развивать речь ребенка с помощью массажа — например, ежедневно занимаясь массажем ладошек или выполняя некоторые элементы логопедического массажа после консультации со специалистом.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Обработка инструментов

Каждый комплект инструментов используется один раз. После его замачивают в дезинфекционном растворе, не вынимая из него, обрабатывают ватными тампонами в течение 30 секунд.

Потом инструменты моют под проточной водой с использованием таких средств как «Прогресс», «Биолот», «Астра». Делают это 10 минут.

В дистиллированной воде зонды моют 30 секунд. В конце сушат в сухожаровом шкафу.

Это стандартный метод стерилизации медицинских инструментов. Пренебрегать им нельзя, так как это нарушение закона. Дети могут иметь разные болезни, в случае массового заражения будут серьезные проверки, расследование.

Проведение в домашних условиях

Массаж − серьезное воздействие на организм. Человек, который его делает, обязан иметь соответствующее медицинское образование, постоянно повышать квалификацию. Логопеды могут делать только логопедический массаж, как зондовый, так и ручной.

Не стоит пытаться проводить его самостоятельно. Перед началом курса специалист проводит обследование ребенка, осматривает органы артикуляции, определяет тонус, составляет подборку упражнений. Не всегда нужен полный комплект зондов, часто достаточно 4-5.

Детям проще переносить процедуру в другом помещении. Психологически им спокойнее потерпеть дискомфорт какое-то время.

Степень воздействия инструментов выбирает специалист. Основные техники:

  • давление;
  • скольжение;
  • сжатие;
  • растирание.

Выбор техники делает логопед. Родителю без специальных знаний сложно будет подобрать ее. Зондовым массажем можно навредить — порвать уздечку, вызвать гипертонус, усилить рвотный рефлекс и т. п.

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

  1. После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
  2. Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
  3. Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
  4. Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
  5. Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
  6. Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
  7. Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность). Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
  8. По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры. Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

Оцените статью
UfaProNet.ru