Как называется повторение слов в предложении

Древняя рукопись

ЛП в виде рефрена использовался у труверов в рукописях, а с XIII века — в песнях. В значительной степени его рассматривали древние писатели в качестве излюбленного приёма. Чаще он встречается в работах, написанных на латинском языке, и у поэтов, проживающих в регионе между Рейном и Лаурой.

У трубадуров рефрены наблюдаются редко. Чтобы ознакомиться с примерами, можно прочитать кантиг (португальская или испанская одноголосная песня) о друге «Трубадуры Пиренейского полуострова». Минимальный рефрен состоит из одного слова, а максимальный — из 5 стихотворений. До 31% от всего объёма кантига приходится на рефрен.

https://www.youtube.com/watch?v=xo_iJSUvTxA

Сохранились кантиги о любви, написанные иберийскими авторами. В произведениях от провансальских трубадуров рефрен не встречается. В XIII—XIV вв. еках поэты использовали разные формы поэзии, тесно связанные с танцем. Структура исполнения песен находились между куплетом и рекуррентным рефреном. Основная разновидность поэзии — рондо (повтор рифмы в нужном порядке).

На практике в такой песне варьируется длина и число стихов, рефрен и куплетов. Понятие встречается и во французской виреле, итальянской балладе. Виды рефрен различаются с учётом того, одинаковый стих вставляется между строфами либо нет. Первый вариант называется «песня с рефренами», а второй — песня с различными рефренами.

Само понятие ЛП часто используется в старших классах на уроках русского языка. В заданиях ЕГЭ ученикам необходимо продемонстрировать свои практические навыки, связанные с текущим вопросом.

Литература и песни

ЛП встречается в художественной литературе с целью придания стихам и прозе дополнительного ритма. Таким способом передаётся движение либо монотонность. А. А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом» несколько раз пишет: «Летит, летит степная кобылица». Подобным образом поэт создаёт ощущения продолжительного движения по степи. Аналогичной схемы придерживались и другие поэты символизма (Брюсов, Минский).

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём…

М. Ю. Лермонтов

Лексический повтор в музыке используется в качестве главной теме, определённого материала, многократно возвращающегося на протяжении всего произведения. В поэзии рефрен — строка либо несколько строк, вставленных между строфами. В песнях символ соответствует припеву, который повторяется после каждого куплета.

Если рефрен вставлен в одну строчку, условно поделённую на несколько частей, тогда понятие приобретает медитативный вид. При каждом повторе строка сдвигается по определённой схеме:

  • отстёгивание первой части;
  • её замещение второй частью;
  • добавление новой фразы.

Шаги по лестнице как по нотам — пеон, нет — спад…

Слово, обреченно на лист, как на плаху, ложись!

Стал строк палачом — убивал, убивал… не рад…

Эта боль, эта горечь… тысячи линий вперёд-назад —

Недописанными стихами жизнь.

Неверная трактовка

Если повтор не оправдан, не выполняет никакой функции, он относится к ошибкам. В таком случае его нужно избегать, заменив часть слов местоимением либо синонимом. Автор может использовать повторение специально. Если прием ошибочный, он объясняется не стремлением подчеркнуть мысль, а невнимательностью и небольшим словарным запасом.

Ошибочный и неоправданный повтор может называться в русском языке тавтологией. Смысл определения следующий: слов или словосочетание встречается больше одного раза в пределах 1−2 предложений, строк. Фигура речи изучается в 9 классе. Её часто применяют в художественной литературе для явного подчёркивания нужной части предложения (начало, середина, конец), чтобы читатель обратил на это своё внимание.

На звукописи (вариация ЛП в художественной речи с целью усиления выразительности согласных и гласных звуков) таким способом акцентируется внимание слушателя. В грамматике форма слова даёт представление о его значении в разрезе. Существительное изменяется из-за падежа, лица и числа. На практике слово приобретает новый образ при помощи суффиксов, окончаний.

Русский язык

В грамматике лексический повтор является стилистическим приёмом. Его функция у поэтов заключается в описании экспрессивного образа. Таким способом подчёркивается основная мысль автора, усиливаются действия либо указывается на их однообразность. Он используется, чтобы придать тексту ритм. В сочинениях повторяющиеся обороты считаются ошибкой в следующих случаях:

  • используются в качестве связующегося звена;
  • не выполняют функцию эмфатии (выделенная часть семантической структуры предложения).

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

В случае с анадиплосисом последнее слово/фраза первой части предложения дублируется в начале следующего. Она применяется поэтами с древних времён. Её можно встретить в библейских псалмахах, произведениях на религиозную и другую тематики.

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почёт.

Все фразы схожи между собой. Анафора отличается от остальных тем, что является узким понятием, под которым подразумевается единоначалие. Лексический повтор считается более широким определением. В него входят многие фигуры, включая анафору, симплоку, анадиплосис.

Оцените статью
UfaProNet.ru