Что относится к негативной девиации поведенческим отклонениям

Депрессия

Историческая справка

Девиантное поведение является одним из центральных вопросов социологии еще со времен ее возникновения. Одним из основоположников девиантологии считается французский ученый Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году издал классическую работу под названием «Самоубийство». Он ввел понятие аномии, означающее социальную запутанность и дезориентацию в обществе, возникающую во время радикальных социальных перемен и кризисов.

Дюркгейм подтверждал свои слова статистическими данными, свидетельствующими о повышении количества самоубийств во время резких экономических спадов или же подъемов. Последователем ученого стал американец Роберт Кинг Мертон, который создал теорию структурного функционализма и одним из первых классифицировал поведенческие реакции человека с точки зрения социологии.

Определение понятия

Отклонение от общепринятых социальных норм определяется как девиантное поведение. Примеры этого явления достаточно многочисленные. При этом специалисты из различных сфер по-своему определяют девиантное поведение:

  • С точки зрения социологии можно сказать, что это явление, представляющее реальную угрозу для выживания человека в обществе. При этом речь идет как о самом девианте, так и о его окружении. Кроме того, происходит нарушение процессов усвоения информации, воспроизводства общепринятых ценностей, а также саморазвития и самореализации.
  • С точки зрения медицины нарушение межличностных взаимодействий и поведенческие отклонения вызваны наличием нервно-психических патологий разной степени выраженности.
  • С точки зрения психологии девиантное поведение представляет собой антиобщественный способ разрешения конфликтных ситуаций. При этом присутствует стремление нанести ущерб собственному и общественному благополучию.

Классификация девиантного поведения

Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:

  • вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
  • могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
  • ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
  • присутствует социальная дезадаптация;
  • поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
  • присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Позитивное девиантное поведение – это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман – это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Вред самому индивиду и окружающим несет негативное девиантное поведение. Примеры – это преступления, проституция, алкоголизм, наркомания, а также многие другие противозаконные и аморальные действия. Нередко люди, которые совершают подобные действия, попадают в руки правоохранительных органов или на принудительное лечение к психотерапевтам. Кроме того, само общество создает фон презрения негативным девиантам.

Даже не задумываясь об этом, ежедневно мы встречаем ситуации девиантного поведения. Пример может быть следующим:

  • Физически здоровый молодой человек заходит в общественный транспорт и занимает свободное место. В этом нет ничего предосудительного, но на следующей остановке входит пожилой мужчина. Не желая уступать место, молодой человек начинает притворяться, что спит и не замечает старика. В большинстве случаев эта девиация обусловлена не только личными качествами, но и неправильным воспитанием.
  • Школьник постоянно нарушает дисциплину в классе, мешая учителю и своим сверстникам. К сожалению, такое проявление девиантного поведения часто вызывает резкую реакцию со стороны педагогов, что порождает еще большее сопротивление. Как правило, недисциплинированность школьников – это прямое отражение психо-эмоционального состояния и проблем в семье.
  • Социальное неравенство, трудности финансового характера, по идее, должны стимулировать людей к активной деятельности для преодоления данной ситуации. Тем не менее не у всех хватает силы воли для этого. Некоторые люди начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, чтобы уйти от реальности, что непременно вызывает общественное осуждение.
  • Люди стремятся к жизненным благам, но способы их получения у всех разные. Так, например, многие, не чувствуя в себе желания или сил заработать средства самостоятельно, прибегает к воровству.

К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, – это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:

  • Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников. Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
  • Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
  • Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно – детей. Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.

Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:

  • задача взрослых – вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
  • формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
  • помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
  • самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
  • организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
  • отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.

Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить где-то в 12-13 лет. Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым.

  • побег из дома и бродяжничество;
  • курение, а также употребление алкоголя и наркотиков;
  • воровство;
  • объединение в “плохие” компании;
  • преступная деятельность;
  • увлечение экстремистскими идеями;
  • компьютерная зависимость;
  • ранняя половая жизнь;
  • опасные для жизни увлечения.

Известны примеры негативного и позитивного девиантного поведения подростков. Если с первыми все понятно, то вторые многие воспринимают, как нормальное проявление. Речь может идти о чрезмерном усилии в учебе или физическом развитии. Несмотря на то, что эти действия имеют положительную окраску, важно следить за тем, чтобы ребенок не уходил в себя, чтобы увлечения не замещали общение со сверстниками.

Поведение человека формируется как реакция на совокупность нескольких факторов: социальной среды, конкретной ситуации и собственной личности. Проще всего описать соответствие человеческого поведения общепринятым нормам можно с помощью таких понятий как «нормальное» и «ненормальное» поведение. «Нормальным» можно назвать такое поведение, которое в полной мере соответствует ожиданиям окружающих.

Ненормальные поведенческие реакции имеют много форм. Так, поведение может быть: патологическим, делинквентным, ретристским, нестандартным, креативным, девиантным, отклоняющимся и маргинальным. Норма определяется на основе критериев, которые могут быть негативными и позитивными. В первом случае норма рассматривается как отсутствие признаков патологии, а во втором – как наличие «здоровых» симптомов.

Негативные и позитивные отклонения

Адекватностью и несоответствием поступков ожиданиям социума определяется девиация в обществе. Один человек субъект характеризуется отклонениями в поведенческом реагировании, другой – дефектами в структуре собственной психики, третий – одновременной патологией в поведении и психическом функционировании.

Кроме того, в поведении индивидов можно наблюдать дезорганизацию личностного характера (то есть индивидуальное отклонение) и групповые отклонения. Личностная дезорганизация зарождается, когда отдельный субъект отрицает нормы субкультуры, в которой он растет.

Примеры девиации индивидуальной направленности: индивид рос в благополучной семье, но в подростковом возрасте отвергнул принятые нормы и стал преступником. Поведенческое реагирование, отклоняющееся от норм, бывает негативным и позитивным.

Что относится к негативной девиации поведенческим отклонениям

Позитивная девиация может выступать в качестве устремления личности к превосходству, самоутверждению по-новому в общественно полезных видах деятельности (например, героизм, самопожертвование, альтруизм, высочайшая преданность и т.п.).

Групповые девиации рассматриваются в качестве коллективного поведения участников группы, характеризующейся отклоняющимся поведением. Так, например, подростки из неблагоприятных семей ведут анормальный образ жизни, осуждаемый нормативной превалирующей моралью социума. У них бытуют собственные правила и культурные нормы.

Социологи неустанно стремятся объяснить природу и причины девиации в поведении. Одни полагают, что индивиды вследствие своей биологической природы изначально предрасположены к определенным поведенческим стилям, а «криминальный тип» – это результат враждебности и деградации. Иные связывают отклоняющееся поведение со спецификой строения человеческого тела, патологией половых хромосом.

Третья группа исследователей девиаций, обосновывает возникновение отклоняющегося поведения слабоумием, дегенеративными процессами, психопатией, другими словами умственными дефектами. Кроме того, существуют объяснения девиации с культурологической точки зрения, которое строится на признании «столкновения между социокультурными нормами», проявления «наклеивания ярлыков».

Наиболее обоснованным объяснением причин зарождения девиантного поведения считается теория, основывающаяся на нарушении хода личностной социализации. Когда малыш воспитывается в «нормальной» семье, у него вырабатывается социальный интерес, развивается уверенность в себе, формируется восприятие окружающих социокультурных норм как единственно верных и справедливых.

Однако девиация отклонение в поведении может наблюдаться у детей-подростков, воспитывающихся во вполне благополучных семьях, поскольку семья не является единственным источником социализации индивида в сложном, двойственном, постоянно изменяющемся социуме. Многие нормы в различных субкультурах зачастую противоречат друг другу.

Семейное воспитание индивида вступает в конфронтацию с убеждениями социальных групп и идеологией институтов. Вследствие чего родители сталкиваются с избыточной идеологизацией собственных чад, влиянием коммерческих настроений уличных групп и т.п. Результатом этого становится возникновение противоречий между внушаемыми родителями ценностями и нормами, установленными социальными группами или субкультурой. Детям кажется неправильным то, что говорят им родители, вследствие чего обостряется конфликт между ними, зарождается противостояние отцов и детей.

Девиация подростков часто бывает выражена в граффити и вандализме. Ученые не выявили взаимосвязи между стремлением к вандализму и принадлежностью подростков к определенной социальной прослойке. Кроме того, особенности девиации подростков заключаются в несоответствие детского отклоняющегося поведения закономерностям взрослого отходящего от норм поведения.

Реальная жизнь насыщена большим количеством конфронтирующих друг с другом норм и наполнена неопределенностью социального контроля, что порождает сложности в выборе стратегии индивидуального поведения. Это ведет к явлению под названием «аномия общества», то есть к состоянию отсутствия устоев, при котором субъект не имеет уверенности в выборе стратегии нормативного поведения.

Согласно ученью Э. Фромма, субъект в подобных обстоятельствах лишается чувства принадлежности и преданности социуму, идентичности с коллективом и самим собой, теряет потребность в установлении контактов, ощущает чувство одиночества, отстраненности и отчужденности, обособление от политических устоев и нравственных норм.

Э. Мертон считает, что аномия – это результат невозможности группы индивидов следовать правилам, которые они всецело принимают, а не свободы выбора. Основную причину трудностей он видит в рассогласованности культурных устоев и инструментальных легальных средств, при помощи которых такие цели воплощаются.

Неравенство, существующее в социуме, является тем фактором, который вынуждает индивида искать нелегальные способы для достижения целей, другими словами отклоняться от принятых социокультурных норм и моральных ценностей. Если субъект не в состоянии достичь собственных целей при помощи таланта и способностей, то он может воспользоваться незаконными средствами, не одобряемым обществом (например, обману или краже).

– концепция физических типов, заключающаяся в предопределении различных отклонений от социокультурных устоев наличествующими физическими чертами;

– психоаналитическое учение видит причину девиации детей и взрослых лиц в конфликте, проистекающем в человеческом сознании;

– социологическая теория за основу берет изменения внутриличностной структуры, которые произошли вследствие не успешной социализации в группе.

Клинические наблюдения и эксперименты последних десятилетий позволили обнаружить определенную зависимость между личностно-ситуационными реакциями и основными видами девиаций, с одной стороны, и акцентуациями характера – с другой.

  1. Ошибки семейного воспитания, разрушающие стили семейного воспитания.
  2. Отрицательное влияние стихийно-группового общения («плохая компания»).
  3. Аномальное развитие личности, кризисные и сложные жизненные ситуации.
  4. Акцентуации характера (подробнее об этом можно прочитать в статьях «Акцентуации характера в психологии: нормы или патология», «Акцентуации характера в подростковом возрасте»).
  5. Психосоматические расстройства.
  6. Аномалии психофизического развития.
  7. Стиль жизни и факторы риска (внешние обстоятельства).

Среди негативных факторов можно обобщенно выделить две группы: общественные и частные факторы. К первым относится политическое, экономическое, социальное состояние страны, общий уровень нравственности. Под частными факторами подразумеваются личные мотивы, убеждения, цели. Отмечается, что личностные факторы являются основой отклоняющегося поведения, а внешние – направляющим элементом, то есть диктуют вариант девиации.

Что относится к негативной девиации поведенческим отклонениям

Если рассматривать отклоняющееся поведение с позиции клинической психологии, то можно выделить две группы факторов: биологические и социальные.

  • К первым относятся возрастные кризисы, а также врожденные и приобретенные поражения мозга.
  • Ко второй группе – специфика окружения, обучения и воспитания. Притом отмечена устойчивая связь между этими факторами, но до сих пор не определено, как именно они взаимосвязаны.

К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:

  • несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
  • снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
  • пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
  • психические заболевания различного характера;
  • отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
  • социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
  • вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.

Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние.

В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Основными признаками каких-либо поведенческих отклонений являются: регулярное нарушение норм социума и отрицательная оценка со стороны общества, которая обычно сопровождается стигматизацией (клеймением, навешиванием социальных ярлыков).

Отклонение от социальных стандартов – это действие, которое не соответствует признанным в социуме правилам, законам и установкам. При этом стоит учитывать, что социальные нормы со временем меняются. Показательным примером является постоянно меняющееся отношение общества к представителям нетрадиционных сексуальных ориентаций.

Порицание со стороны общества и выраженная стигматизация всегда сопровождают тех, кто проявляет поведенческие отклонения. Здесь на вооружении критиков стоят всем известные ярлыки: «алкоголик», «проститутка», «бандит», «зэк» и прочие.

Типология Патаки

Типы и формы девиантного поведения столь обширны, что девиация часто переплетается с целым рядом других терминов: асоциальное, делинквентное, антисоциальное, дезадаптивное, неадекватное, акцентуированное, саморазрушающее и психопатическое поведение. Она также может быть синонимичной с таким понятием, как поведенческая патология.

Существует немало подходов к классификации девиации, которые отличаются друг от друга как по содержанию, так и по сложности. Различия в типологии вызваны тем, что разные науки (психология, социология, криминология, педагогика и другие) и научные школы определяют девиантное поведение и отличают девиацию от нормы по-своему. Мы с вами познакомимся с наиболее известными классификациями.

Ф. Патаки в своей классификации 1987 года выделяет:

  1. Ядро девиации (стойкие формы): алкоголизм, преступность, наркомания, самоубийство.
  2. «Преддевиантный синдром» – набор симптомов, которые приводят человека к стойким формам девиации (семейные конфликты, аффективный тип поведения, агрессивный тип поведения, ранние асоциальные формы поведения, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе).

Ю. А. Клейберг в 2001 году выделил три основных типа девиантного поведения:

  1. Негативное (к примеру, употребление наркотических веществ).
  2. Позитивное (к примеру, социальное творчество).
  3. Социально-нейтральное (к примеру, попрошайничество).

Негативные и позитивные отклонения

В целом, девиантное поведение может находить проявление в широчайшем диапазоне социальных явлений, поэтому критерии его негативности или позитивности, как правило, имеют субъективный характер. Один и тот же тип девиации может получать как позитивные, так и негативные оценки со стороны людей с разной системой ценностей.

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения “Преступление и наказание” Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе “Горе от ума” Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе “Анна Каренина” Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В “Педагогической поэме” Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения “Гобсек” Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Интересуясь таким вопросом, как примеры девиантного поведения, в истории можно найти довольно много интересных ситуаций:

  • Один из ярчайших примеров девиантного поведения – это поджог храма Артемиды местным жителем Эфеса Геростратом. Во время пыток мужчине пришлось сознаться, что он сделал это, чтобы прославить свое имя, чтобы о нем говорили потомки. Герострата не просто приговорили смертной казни, но также запретили упоминать о нем. Тем не менее историк Феопомп посчитал нужным рассказать о преступлении Герострата, а потому его цель была достигнута.
  • Поведение Адольфа Гитлера также считается девиантным. Особая опасность состояла в том, что он обладал выраженными лидерскими качествами и имел власть. Печальный результат известен всем.
  • Еще одним примером девиантного поведения может послужить революция 1917 года. Тогда В. И. Ленин со своими соратниками решились выступить против власти царя. Результатом стало образование принципиально нового государства.
  • Существует множество свидетельств о том, как девиантное поведение солдат во время Великой Отечественной войны способствовало победе в сражениях. Так, бойцы нередко жертвовали собой, бросаясь под гусеницы танков с гранатами. Таким образом они прокладывали путь своей армии. Это один из многих примеров девиантного поведения, которые в результате названы подвигом.

Классификация Ковалева

В. В. Ковалев выделил в своей классификации (1981 г.) три типа девиантного поведения:

  1. Социально-психологический (асоциальное, антидисциплинарное, противоправное и аутоагрессивное поведение).
  2. Клинико-психологический (патологическое и непатологическое поведение). Поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания, называют патохарактерологическим типом девиантного поведения.
  3. Личностно-динамический («реакции», «развития» и «состояния»).

В 1990 году Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделили следующие типы и виды девиантного поведения:

  1. Нестандартное поведение. К нему относятся действия, которые не вписываются в рамки социальных стереотипов поведения, но играют позитивную роль в процессе развития общества.
  2. Деструктивное поведение. Делится на внешнедеструктивное (предполагает нарушение социальных норм); аддиктивное (аддиктивный тип девиантного поведения предполагает использование специфической активности или каких-либо веществ с целью получения желаемых эмоций и ухода от реальности); антисоциальное (сопровождается нарушение законов и прав других людей); внутридеструктивное (направлено на дезинтеграцию самой личности).

В 1995 году В. Н. Иванов, с точки зрения опасности для общества и самого человека, выделил такие типы девиантного поведения:

  1. Докриминогенное – мелкие проступки, нарушение правил и норм морали, употребление алкоголя и наркотиков и прочие формы поведения, которые не представляют для общества серьезной угрозы.
  2. Криминогенное – преступные, уголовно наказуемые действия.

Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.

Причины возникновения отклонений

  1. Деструктивность. Характеризуется возможностью наносить ощутимый урон окружающим или себе самому. Отклоняющееся поведение во всех случаях имеет разрушительный характер. В зависимости от формы, оно действует деструктивно или аутодеструктивно.
  2. Многократно повторяющиеся действия. Человек может, сам того не желая, совершить один проступок под действием каких-либо внешних факторов. Но если этот проступок повторится, то имеет место девиация. Так, регулярное воровство ребенком денег из кармана родителей является девиантным поведением, в то время как попытка суицида – нет. Одним из важных признаков девиации является ее постепенное формирование, когда мелкие деструктивные действия переходят в более разрушительные.
  3. Медицинские нормы. Девиации всегда рассматривают с точки зрения клинических норм. При расстройствах психики речь идет о патологических поведенческих реакциях человека, а не о девиантных. Тем не менее нередко отклоняющееся поведение перерастает в патологию. Так, к примеру, бытовое пьянство может перерасти в алкоголизм.
  4. Дезадаптация в социуме. Поведение человека, которое отклоняется от нормы, всегда вызывает либо же усугубляет состояние социальной дезадаптации. И наоборот – чем больше одобрения со стороны общества человек получает, тем лучше он себя чувствует в социуме.
  5. Выраженное половое и возрастное разнообразие. Разные типы и виды девиантного поведения по-своему проявляются у людей разного пола и возраста.

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Что относится к негативной девиации поведенческим отклонениям

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

Обобщение Е. В. Змановской

В 2009 году Е.В. Змановская, обобщая различные типологии поведенческих девиаций, определила в качестве основного критерия классификации вид нарушенной нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. В своей личной классификации она выбрала три девиации:

  1. Антисоциальную (делинквентную). Делинквентный тип девиантного поведения подразумевает действия, которые угрожают социальному порядку и благополучию окружающих.
  2. Асоциальную (аморальную). Предполагает уклонение от морально-нравственных норм, которое ставит под угрозу благополучие межличностных отношений.
  3. Аутодеструктивную (саморазрушительную). К этому типу относятся суицидальное, аутическое, фанатическое, виктимное и рискованное поведение, пищевая и химическая зависимости и прочее.

Девиантное поведение подростков

  • рискованное сексуальное поведение;
  • аутодеструктивное поведение;
  • бродяжничество;
  • новые формы девиантного поведения (вовлеченность в тоталитарные деструктивные секты и другие общественные организации, манипулирующие сознанием, терроризм, отклонения с использованием интернета и компьютера).

По направленности девиации можно разделить на:

  • отклонения корыстной направленности;
  • агрессивные отклонения, направленные против личности (саморазрушение);
  • социально-пассивные отклонения (разного рода уход от реальности).

В рамках саморазрушающего поведения можно выделить еще несколько форм:

  • скрытый и прямой суицид;
  • расстройства привычек и влечений;
  • расстройства питания;
  • расстройства при употреблении психоактивных веществ;
  • расстройства поведения личности в сексуальной сфере.

Таким образом, в подростковом и детском возрасте девиантное поведение чаще проявляется агрессией, уклонением от учебы, побегами из дома, наркоманией и пьянством, суицидальными попытками, асоциальными поступками.

  • Наиболее популярной девиацией подросткового возраста является зависимое поведение.
  • Нередким у еще не сформировавшейся личности является желание уйти от реальности, от проблем и непонимания. Пожалуй, это и самый простой способ.
  • Кроме этого, зависимости могут формироваться на основании стремления подростка к взрослости. А самая простая взрослость — это внешнее копирование.
  • Еще одной частой причиной возникновения зависимостей является желание подростка утвердиться в кругу сверстников, получить авторитет и доверие. Ведь сверстники в этом возрасте являются самими главными «судьями» и «аудиторией».

У девочек в подростковом возрасте чаще возникают отклонения сексуального характера. Активное половое созревание непосредственно связано с формированием вторичных половых признаков, что может повлечь насмешки со стороны сверстников или нежелательные сексуальные посягательства. Кроме этого, часто девушки начинают отношения со старшими молодыми людьми, что способствует сексуальной активности, различным рисковым и антисоциальным поступкам.

Стоит отметить, что не всегда отклоняющееся поведение подростков носит негативный характер. Порой подростки хотят найти что-то новое, преодолеть застой, консерватизм. На этой основе возникают:

  • музыкальные группы;
  • театральные труппы;
  • спортсмены;
  • юные художники.

Что относится к негативной девиации поведенческим отклонениям

Подробнее об особенностях отклоняющегося поведения детей и подростков вы можете прочитать в моей работе «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым.

Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18-ти лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому оно должно оцениваться педагогом и врачом.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения. Подросток, оценивая свое тело, констатирует норму, физическое превосходство или неполноценность, делая вывод о своей социальной значимости и ценности. У ребенка может появиться или пассивное отношение к своей физической слабости, или желание компенсировать недостатки, либо он попытается их устранить физическими упражнениями. Иногда запаздывание в формировании нервно-мышечного аппарата нарушает координацию движений, что проявляется в неуклюжести.

Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Рослые мальчики уверены в своей силе и мужественности. Для них нет необходимости бороться за уважение окружающих. Благодаря уверенности другие дети воспринимают их, как очень толковых.

Их поведение более послушное, естественное и нуждается в меньшем внимании. Худые, отстающие в развитии, низкорослые мальчики для окружающих предстают, как незрелые, маленькие и неприспособленные. Они нуждаются в опеке, поскольку проявляют мятежность. Чтобы изменилось неблагоприятное о них мнение, следует проявлять предприимчивость, изобретательность, смелость и находиться постоянно на виду, а личными достижениями доказывать полезность, а также незаменимость к принадлежавшей группе. Эта активность провоцирует эмоциональное напряжение и трудности общения, которое создает все условия для нарушений общепринятых стандартов.

Половое созревание играет не последнюю роль в поведении. Преждевременное половое развитие у одних проявляется в эмоциональных расстройствах, в других провоцирует нарушение (вспыльчивость, претенциозность, агрессивность) поведения, возникают расстройства влечений, в частности полового. При задержке в половом развитии возникают несобранность, медлительность, неуверенность, трудности приспособления, импульсивность. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями.

Особенности девиантного поведения у младших подростков включают диспропорции в темпах и уровнях развития личности. Появляющееся чувство взрослости провоцирует завышенный уровень притязаний, неустойчивую эмоциональность, отличается колебаниями в настроении, а также быстрыми переключениями от экзальтации к снижению настроения.

Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, определяется психосексуальная ориентация, вырабатывается мировоззрение.

Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.

Заключение

Познакомившись с понятием и типами девиантного поведения, можно сделать вывод, что данное явление хорошо знакомо не только психиатрам, но правоведам, психологам, педагогам, криминалистам и медикам. Оно включает в себя самые разнообразные формы не одобряемых обществом действий, начиная от курения и заканчивая бродяжничеством.

В большинстве случаев такое поведение является не болезнью, а способом внешнего проявления индивидуальных особенностей личности. Типами девиантного поведения являются не только негативные, но и положительные изменения в поведении, которые приводят к развитию. Доказательством этого является тот факт, что образ жизни большинства великих ученых был неприемлем для широких масс.

Примером девиантного поведения является алкоголизм, бродяжничество, бандитизм и многие другие явления, с которыми активно борется общество. Как правило, причина кроется в проблемах детского возраста, социальной несправедливости, а также врожденных психических отклонениях. Но стоит понимать, что девиация – это не всегда плохо. Например, развитием научно-технического прогресса мы во многом обязаны людям с положительными девиациями.

Девиантность и делинквентность

Девиантным поведением называют поступки или систему поступков, которые совершенно не соответствуют моральным и правовым нормам социума. Тем временем делинквентное поведение – это психологическая склонность к правонарушениям. Поэтому его также называют криминальным.

Как бы сильно типы девиантного поведения и их характеристики ни отличались, они всегда взаимосвязаны. Многие преступления являются следствием менее значимых аморальных действий. Таким образом, вовлеченность индивида в тот или иной тип девиации увеличивает вероятность делинквентных действий с его стороны.

Профилактические и терапевтические меры

Так как поведенческая девиация является одним из самых стойких феноменов, ее профилактика актуальна всегда. Она представляет собой целый комплекс всяческих мероприятий.

Что относится к негативной девиации поведенческим отклонениям

Выделяют такие типы профилактики девиантности:

  1. Первичная профилактика. Предполагает устранение негативных факторов и повышение устойчивости индивида к их влиянию. Первичная профилактика нацелена главных образом на предупреждение разных типов девиантного поведения детей и подростков.
  2. Вторичная профилактика. Предполагает выявление и коррекцию негативных условий и факторов, которые могут вызвать девиантное поведение. Такая профилактика используется в основном в работе с группами подростков и детей, которые живут в сложных условиях.
  3. Поздняя профилактика. Нацелена на решение узкоспециальных задач, предупреждение рецидивов и нивелирование вредных последствий уже сформированной девиации. Предполагает активное воздействие на узкий круг лиц, имеющих устойчивые поведенческие девиации.

В целом, план профилактических мероприятий состоит из таких составляющих:

  1. Работа в поликлиниках и больницах.
  2. Профилактика в школах и вузах.
  3. Работа с неблагополучными семьями.
  4. Профилактика посредством всяческих СМИ.
  5. Организация групп активной молодежи.
  6. Работа с беспризорными детьми.
  7. Подготовка квалифицированных кадров для качественной профилактики.

Психопрофилактические меры эффективны на начальных стадиях формирования девиации. Они нацелены главным образом на борьбу с различными типами девиантного поведения подростков и молодежи, так как именно эти периоды становления личности подразумевают активную социализацию.

Терапия и коррекция запущенной девиации проводится врачами-психиатрами и психотерапевтами амбулаторно или стационарно. Для детей и подростков с выраженной девиацией работают учреждения открытого и закрытого типа. Девиантное поведение на начальных стадиях искореняется путем профилактики в открытых учреждениях.

Оцените статью
UfaProNet.ru