Причины компьютерной зависимости

Депрессия

Описание и механизм развития компьютерной зависимости

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 80-х годах прошлого столетия в Америке. Ученые-психиатры заметили, что компьютер, созданный для того, чтобы помочь человеку в самых разных сферах его жизни, способен стать действительно незаменимым. То есть заполнить собой все жизненное пространство своего хозяина, вытеснив из него близких и родных, работу и другие увлечения, сведя до минимума элементарные гигиенические и социальные навыки.

Сегодня действительно очень сложно представить жизнь без компьютеров и интернета — они помогают на работе, дома и в учебе. Благодаря им мы находим нужную информацию и делимся ею, развиваемся и общаемся, учимся и обучаем. А с помощью всевозможных компьютерных игр в безопасных пределах можно хорошо развить логику, мышление и внимание.

Ядром формирования такой мании является сбой в психических механизмах восприятия мира и обработки поступающей информации. Этому способствует уровень развития современной компьютерной техники, который может с успехом заменить объективную реальность виртуальной.

Больше всего от такой зависимости страдают социальные качества «раба» компьютера: сопереживание, открытость, коммуникабельность, дружелюбность, желание общаться. Глубоко пустившая корни зависимость от компьютерных игр вытесняет перечисленные качества, вызывая социальную дезадаптацию. Наиболее подвержены ей дети и подростки.

Результатом такой жизни в иллюзии могут быть повышенная агрессивность, асоциальное поведение, игнорирование обязанностей (бытовых, профессиональных, семейных и т.д.), внешняя и внутренняя деградация. Со временем на уход в виртуальную реальность реагирует и тело зависимого. Появляются хроническая усталость, проблемы с желудком и позвоночником, геморрой, нарушения зрения.

Важно! Зависимость от компьютера формируется быстрее всех остальных зависимостей — от 6 месяцев до 1 года «общения» со своим гаджетом.

Зависимый человек всегда недостаточно реализован

Компьютерная игровая зависимость — навязчивое увлечение играми на ПК, телефоне и планшете. Если 10-15 лет назад повальный интерес к «бродилкам» и «стрелялкам» называли безобидным хобби, то сейчас игровую зависимость сравнивают с наркоманией и табакокурением.

В 2018 г. Всемирная Организация Здравоохранения включила этот вид аддикции в одиннадцатое издание Международной классификации болезней (

МКБ-11

). Документ вступает в силу только в 2022 г., но уже сейчас специалисты по ряду симптомов могут диагностировать игровую зависимость у детей и взрослых.

У геймера со сформировавшейся зависимостью от компьютера и гаджетов остается только один интерес в жизни — игра. Остальное отходит на второй план. Подросткам «мешает» школа и родители, а взрослым — их дети, работа и любые взятые обязательства. По мнению ученых, у зависимых снижается самооценка и ухудшается память, они становятся апатичными и ведут пассивный образ жизни.

При длительном сидении за компьютером страдает не только психика человека, но и его физическое состояние. У зависимых часто плохое зрение, избыточный вес и заболевания позвоночника. [2]

Последствия компьютерной зависимости могут быть и гораздо серьезнее, чем «испорченное» зрение. Например, в Китае в 2005 г. от истощения умерла девочка. Она несколько суток без перерывов на сон и еду провела за известной сетевой игрой. После этого случая в Китае всерьез заговорили о необходимости лечения игровой зависимости у взрослых и детей. [1]

Немецкие ученые провели интересный эксперимент, чтобы понять, какие эмоции испытывают геймеры, проводящие за компьютером значительную часть дня. Специалисты показали 20 испытуемым скриншоты из их любимых игр. И реакция людей оказалась сходной с той, что проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти. Вот почему врачи сходятся во мнении, что избавиться от компьютерной игровой зависимости крайне сложно без помощи специалистов. [1]

Какие же признаки выдают игровую зависимость? В этом случае человек ведет себя следующим образом:

  • Продолжает играть, даже если осознает негативные последствия своей зависимости.
  • Испытывает раздражительность, злость и открытую агрессию, когда кто-то отвлекает его от видеоигр.
  • Отказывается от любых развлечений в пользу видеоигр. 
  • Изолируется от социальных контактов.
  • Игнорирует правила личной гигиены, поскольку ему жалко тратить время на что-то другое помимо игр.
  • Теряет ощущение времени, когда играет. [2]

Симптомы игромании могут быть более или менее выраженными. Но главный признак зависимости — это даже не количество времени, проведенное за компьютером. Важно то, что чувствует человек, погружаясь в виртуальный мир.

А. В. Котляров в своей книге «Другие наркотики» предлагает простой тест, который поможет определить, есть ли у вас или у вашего близкого игровая зависимость. Ответьте на ряд вопросов «да» или «нет». За каждый положительный ответ — 1 балл.

  1. Вы испытываете раздражение и тоску, когда необходимо заканчивать игру?
  2. Вы жертвуете временем, которое ранее проводили с семьей и друзьями, чтобы поиграть?
  3. У вас хорошее настроение, только когда вы играете?
  4. В реальной жизни вы обычно ощущаете пустоту и подавленность?
  5. Вы мало спите, допоздна засиживаясь за компьютером?
  6. Игра за компьютером для вас — лучшее средство для снятия стресса?
  7. После компьютерной игры у вас часто болит голова?
  8. После компьютерной игры у вас часто возникают нарушения аппетита?
  9. Играя, вы часто совсем перестаете реагировать на внешние раздражители?
  10. У вас испортились отношения с друзьями и близкими, поскольку они высказывают недовольство по поводу вашего увлечения?

Если вы в сумме получили 5 и более баллов, стоит задуматься, не слишком ли много времени вы проводите за сетевыми и онлайн-играми. Есть вероятность, что у вас формируется игровая зависимость и стоит обратить внимание на проблему. [4]

Профилактика игровой зависимости от компьютерных игр крайне важна, когда речь идет о детях и подростках.

Установить строгий запрет на все видеоигры — не значит вылечить игровую зависимость. Родителям рекомендуется проводить больше времени с ребенком и подумать о том, какое хобби его сможет заинтересовать. Когда у детей минимум времени на «ничего неделанье», они не смогут долго играть в компьютерные игры.

А если заметили у ребенка первые признаки игромании, важно сразу обратить свое внимание на проблему. Например, спросить совета у психолога.

Первый и самый трудный шаг в лечении игровой зависимости — осознание и принятие проблемы. Только четкие цели и контроль над собой помогут найти решение. Зависимые часто продолжают доказывать, что это только развлечение, и они могут оставить игру в любой момент.

Для борьбы с игроманией психологи советуют зависимым следующее:

  1. Найти другой источник получения положительных эмоций. Это может быть спорт или любое хобби — все то, что доставляет удовольствие.
  2. Найти мощную мотивацию. Зависимый должен как-то мотивировать себя на расставание с пагубной привычкой. Возможно, ему поможет осознание, что видеоигры лишают радостей реальной жизни — общения с друзьями и близкими, карьерных достижений и т. д.
  3. Подавлять желание играть. Лечить игровую зависимость придется долго. Важно научиться говорить себе «нет», когда возникает неимоверная тяга к компьютеру. Помогают медитация и хобби. А вот кодирование от игровой зависимости показано далеко не всем.
  4. Сделать максимально плотным распорядок дня. Если зависимый большую часть дня будет занят делами, у него не останется времени на игру. [2]

Если не можете избавиться от игровой зависимости самостоятельно, лучше обратиться за помощью к психологу. Высокую эффективность в работе с вредными привычками показывает тренинг по технологии модификации поведения 7Spsy. Это запатентованный метод поведенческой психологии, основанный на теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др.

Прохождение тренинга поможет изменить нездоровую модель поведения — ту тягу к видеоиграм, которая не дает вам наслаждаться реальной жизнью. Проработав свои негативные установки и заменив их позитивными, зависимый найдет в себе силы и желание отказаться от увлечения, отнимающего все свободное время. Укрепив силу волю и найдя мотивацию, вы быстро и безболезненно найдете способ, как избавиться от компьютерной игровой зависимости. Придет понимание, что видеоигры — один из худших способов борьбы со стрессами и комплексами.

Причины компьютерной зависимости

Курс по технологии модификации поведения 7Spsy рассчитан на срок до 6 недель. Дистанционный формат тренинга дает возможность решать проблему в комфортном для вас месте. Психолог консультирует по телефону и e-mail, в онлайн-чатах. Участие в тренинге конфиденциально: вы можете никому не говорить о том, что боретесь с игровой зависимостью.

Помните, качество вашей жизни — в ваших руках.

К признакам патологического использования компьютера у взрослых относится:

  • хорошее самочувствие или эйфория во время, проведенное за компьютером;
  • невозможность или нежелание остановить работу или общение в интернете (в реальном мире нет ничего интереснее, ценнее или важнее);
  • систематическое увеличение времени, проводимого за компьютером (рост толерантности), невозможность планирования сеанса за компьютером, соответственно, и других элементов жизни;
  • неудачные попытки или нереализованное желание контролировать времяпрепровождение за компьютером;
  • много времени уходит не только на саму работу или игру, но и на деятельность, связанную с компьютером (поиск программ и браузеров в интернете, увеличение мощности компьютера, распределение информации по папкам, общение на тематических форумах);
  • пренебрежение семьей, друзьями и работой;
  • раздражение, чувство опустошенности и признаки депрессии вне работы за компьютером;
  • ложь или утаивание реальной деятельности (активности за компьютером);
  • игнорирование физиологических потребностей, пропуск пищи или нерегулярное питание;
  • нарушения сна;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • пользование компьютером, несмотря на выраженное ухудшение здоровья, проблемы в семье или профессиональной сфере, уход близких людей.

Кроме того, об интернет-зависимости намекнут:

  • тяга ежеминутно проверять электронную почту или страницу в сети, профиль в игре;
  • тревожное ожидание нового выхода в интернет, который случается, например, сразу после работы и на фоне игнорирования бытовых обязанностей личности и физических потребностей;
  • жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в интернете;
  • жалобы окружающих (членов семьи) на то, что человек тратит много финансов на интернет (многие современные игры требуют вложений).

Среди физиологических симптомов отмечается сухость и покраснение глаз, ухудшение зрения, спазмы и боли в мышцах, проблемы с суставами, головные боли, боли в спине.

Диагностическими критериями выступают два признака: использование компьютера вызывает дистресс; причиняет ущерб физическому, психологическому, семейному, экономическому, социальному и межличностному статусу личности.

О том, что речь идет именно о проблеме зависимости, свидетельствует также синдром отмены, который наблюдается от пары дней до месяца после того, как индивид прекратил «общение» с компьютером. К проявлениям синдрома отмены относится:

  • психомоторное возбуждение и тревога;
  • навязчивые мысли о том, что произошло за это время в интернете;
  • имитирующие активность за компьютером движения пальцев (произвольные или непроизвольные);
  • фантазии на тему того, что происходит в интернете или что ждет человека, когда он вернется.

Симптомы пропадают, как только человек возвращается к прежней компьютерной деятельности.

До сих пор не установлено точно, что первично: личностные особенности или компьютерная зависимость, то есть открыт вопрос о том, компьютер вызывает следующие личностные изменения или эти особенности являются предпосылками развития компьютерной зависимости:

  • упорство и настойчивость в достижении целей;
  • высокий интеллект;
  • пренебрежение социальными нормами;
  • развитое абстрактное и творческое мышление и склонность к творческой деятельности;
  • нацеленность на процесс деятельности, а не на результат;
  • холодность и неэмоциональность в общении;
  • недостаток эмпатии;
  • конфликтность;
  • эгоцентризм;
  • недостаток ответственности.

Причины зависимости

Итак, вы поняли, как определить, есть ли компьютерная зависимость у подростков. Как лечить её? Возможно ли это? Нужно!

Для начала необходимо ознакомить родителей зависимого подростка с небольшим руководством.

Нельзя:

  • резко ограничивать пребывание за компьютером, отключать интернет, ломать любимую игрушку – это может вызвать сильнейший срыв;
  • запрещать, ругать, наказывать подростка, грозиться лишить карманных средств – это спровоцирует вспышки агрессии, конфликт и уход из дома;
  • выдвигать ультимативные предложения – «или мы, или твой компьютер» — подросток, вероятнее всего, сделает выбор в пользу последнего.

Причин ухода в виртуальный мир достаточно много. Они могут быть внутри человека и без сопротивления втянуть его в зависимость. А могут находиться вокруг него и затягивать его в пучину виртуальности постепенно. Главной «наживкой» любого гаджета, подключенного к интернету, является удовлетворение трех важных потребностей человека:

  • Информационный голод
    . Из всех живых существ на нашей планете именно нам, людям, информация очень важна и постоянно необходима. Компьютер способен ее обработать, систематизировать и сохранять, а интернет — дать ее в любом количестве и по любому вопросу.
  • Зарядка для мозга
    . Природа нашего мозга такова, что он не может находиться в спокойствии. Он просто «обожает» простые логические задачки и действия, результат которых виден сразу. Работа с компьютером полностью удовлетворяет эти требования, поскольку она является как раз последовательностью логических операций и действий.
  • Потребность в общении
    . Еще одна особенность человека — необходимость общения. Всемирная паутина дает возможность общаться абсолютно всем: от тех, кто и в реальности не представляет жизнь без общения, до тех, кому в этой же реальности очень трудно знакомиться и находить друзей.

Однако сами по себе такие «наживки» не сработают, если у человека не будет никаких проблем психологического характера.Основные психологические причины компьютерной зависимости:

  • Личностные качества
    . Такие как ранимость, тревожность, низкая самооценка, обидчивость. Сюда же можно включить склонность к депрессивным состояниям, замкнутость, неспособность решать проблемы, разрешать конфликты, переживать стрессовые ситуации, строить отношения, в том числе с противоположным полом. Виртуальный мир же дает таким людям возможность стать идеальными, затягивая в эту иллюзию все больше и больше.
  • Уход от реальности
    . То есть от проблем с близкими, сверстниками, сотрудниками. Компьютер здесь становится убежищем от дискомфорта, боли, унижений, конфликтов и необходимости что-то менять. Он улучшает настроение, создает иллюзию, что все хорошо — но только здесь, в виртуальности. Таким образом уводя от решения ситуации в реальности.
  • Одиночество
    . Из-за неумения общаться, комплексов, непонимания окружающих. Такую необходимую поддержку одинокий человек находит в играх или сетях — там он снимает свою эмоциональную напряженность и тревожность, так и не научившись решать свои жизненные ситуации самостоятельно и просить помощи у реальных людей, находящихся рядом.
  • Побочные эффекты воспитания
    . А именно гиперопека, завышенные требования к ребенку. Также склонить к общению с компьютером могут проблемы в общении и отсутствие взаимопонимания в семье.
  • Вынужденное снижение социальной активности
    . В результате проблем со здоровьем (тяжелого или длительного заболевания, инвалидности), отсутствия работы, в том числе по причине декрета.

Способствовать развитию зависимости от компьютера и интернета могут и серьезные диагнозы — шизофрения, депрессия.

Наличие компьютера и доступа в Интернет еще совсем не означает формирование зависимости в скором времени. Так почему одни дети привязываются к «игрушке», а другие способны контролировать время нахождения в сети?

В действительности только одна большая причина заставляет подростка проводить большее количество времени за компьютером.

В чем это может выражаться?

  1. Нехватка общения с окружающими ровесниками. Игнорирование со стороны одноклассников, непринятие, отсутствие друзей и возможности их завести.
  2. Дефицит общения со значимыми взрослыми. Вечно занятые родители и другие родственники, нежелание идти на контакт и выслушать ребенка.
  3. Стремление быть, как все. Если учебный коллектив или группа дворовых друзей посвящают много времени играм и «зависанию» в сети, ребенок копирует поведение.
  4. Конфликты со сверстниками. Неудовлетворительные отношения или открытые издевки побуждают ребенка уйти в виртуальный мир.
  5. Напряженная психологическая атмосфера дома. Это также способствует погружению в сеть и игры, поскольку подросток не чувствует в себе сил изменить обстоятельства и повлиять на старших и выбирает более легкий способ преодоления напряжения.
  6. Плохие отношения с педагогами учебного заведения. Это также способно оказать влияние, как и квалификация учителей. Неумение вовлечь в учебный процесс, интересно преподать новую информацию заставляет подростка скучать и все чаще заходить в интернет в поисках интересного.
  7. Отсутствие ощущения успешности в реальной жизни. По тем или иным причинам ребенок чувствует себя несостоявшимся и компенсирует это достижениями в виртуальном мире.

Очень часто Интернет зависимость формируется следующим образом.

Компьютерные игры

Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. В процессе игры ребенок испытывает массу приятных ощущений за счет выделения адреналина и гормонов удовольствия. Ни одна настоящая игрушка уже не способна сравниться со «стрелялками», «бродилками», «стратегиями» и т.д. Ребенок «подсаживается» на эти ощущения, дополнительно подгоняемый соревновательным духом, конкуренцией с другими игроками, стремлением к первенству. Именно это обуславливает большую подверженность зависимости среди мальчиков.

Социальные сети

Девочки берут пальму первенства в другой разновидности Интернет зависимости – от социальных сетей. Показать себя во всей красе с помощью бесконечных селфи, рассказать окружающим о своей интересной и насыщенной событиями жизни, отследить количество «лайков» у главной соперницы – первой красавицы из параллельного 11-го «А» — все это толкает взрослеющую девушку на трату большей части времени в социальных сетях.

Быть всегда онлайн – это значит, быть в теме, соответствовать общепринятой тенденции. Социальные сети сегодня – это истории целых жизней, поэтому полистать новостную ленту на уроке, по пути домой, в компании друзей, перед сном – это значит, быть в курсе происходящего здесь и сейчас. Подростку трудно от этого отказаться.

Значит ли это, что нет выхода из сложившейся ситуации? Вовсе нет. Для того, чтобы помочь подростку, необходимо определить – а есть ли зависимость вообще?

Поскольку компьютерная зависимость является относительно новым явлением, то найти в реальной жизни группы поддержки, подобные «анонимным алкоголикам» или «анонимным наркоманом» может быть нелегко. А вот в Интернете такие группы поддержки есть. Однако использовать их следует с осторожностью. Там могут подсказать, как справиться с зависимостью родственника или друга, но основную часть работы придется проделать самому

«пациенту» и тем, кто находится с ним рядом.

Избавление ребенка от навязчивой тяги к компьютеру – это тонкая грань для родителей. Если серьезно ограничить ребенка или подростка в пользовании компьютером, это может спровоцировать протест и дать совершенно обратный эффект. Но контролировать деятельность ребенка за компьютером необходимо. Если ребенок или подросток демонстрирует признаки компьютерной зависимости, есть несколько вариантов решения этой проблемы:

  • Поощрение других интересов и социальных мероприятий. Это могут быть командные виды спорта и клубы по интересам.
  • Мониторинг использования компьютера и ограничение времени, проведенного за ним. Желательно, чтобы родители последовали примеру детей и пользовались компьютером, когда им не может пользоваться ребенок. Можно установить программы родительского контроля, которые эффективно выполнят мониторинг путем ограничения текстовых сообщений и просмотра веб-страниц в определенное время суток.
  • Общение с ребенком. Возможно, компульсивное использование компьютера – признак более глубоких проблем. У ребенка могут быть трудности с учебой или со сверстниками, он может «уйти» в Интернет из-за нехватки родительского внимания и т.д.
  • Обращение за помощью к авторитетному для ребенка человеку. Подростки часто бунтуют против родителей, но если они слышат ту же информацию от другого, уважаемого ими лица, то могут быть более склонны прислушаться. Таким авторитетным источником может быть спортивный тренер, врач, учитель, друг семьи. Не нужно бояться обратиться за помощью к профессиональному психологу, если поведение сына или дочери внушает опасение.

Основные причины компьютерной зависимости

Социальные сети

  • низкая самооценка, тревожность, склонность к депрессии;
  • неумение самостоятельно планировать свободное время и жизнь;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • чувство незащищенности, одиночества и непонятности;
  • тяготы работы, учебы, семьи, то есть неудовлетворенность своей жизнью;
  • поиск новых ощущений и чувств, чего-то нового;
  • стремление получить поддержку, быть понятым и принятым, возможность выговориться, желание освободиться от реальных неприятностей;
  • желание выделить из толпы и повысить свои навыки пользования компьютером, стать «гуру» в мире технологий и интернета.
  • отсутствие ярких и интересных моментов в реальной жизни;
  • комплексы и неуверенность в себе;
  • желание уйти от проблем;
  • одиночество;
  • скука и отсутствие целей в жизни. [2]

Однако важно понимать, что зависимость формируется только тогда, когда возникает устойчивая модель поведения. Проще говоря, когда человек привыкает убегать от различных проблем в компьютерные игры.

Стадии формирования зависимости от видеоигр

Пока не вступила в силу МКБ-11, нельзя говорить о градации компьютерной игровой зависимости по конкретным стадиям. Специалисты продолжают разбираться в вопросе, изучая анамнезы пациентов и подбирая оптимальные способы как вылечить игровую зависимость у взрослых и детей.

Но по мнению многих психологов, игромания, как и другие виды психологических аддикций, развивается поэтапно:

  • Начальная стадия — это легкая увлеченность. Человек только начинает играть, постепенно «входя во вкус». Он радуется победам, отлично проводит время, знакомится с единомышленниками — все это дарит положительные эмоции. 
  • Следующая стадия — серьезная увлеченность. Человек теперь играет не просто от случая к случаю, а регулярно. Он может с легкостью чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия. 
  • А когда компьютерные игры в пирамиде ценностей человека возводятся на вершину, можно говорить о сформировавшейся игромании. [3]

Последствия компьютерной зависимости

Привязанность к компьютеру делает его основным способом коммуникации с внешним миром, и это касается не только зависимости от социальных сетей. В большинстве игрушек участники ведут диалоги в чате, и это общение становится главным.

Это чревато утратой навыков реального взаимодействия с окружающими. Подросток просто разучивается вести конструктивные диалоги, общаться на различные темы, эффективно взаимодействовать в социуме. Отсутствие этих навыков провоцирует эмоциональную, социальную незрелость – ребенок становится неспособным понять чувства другого человека и поставить себя на его место. Ему сложно выстроить теплые, доверительные отношения с родными, достичь эмоциональной близости.

Ощущение безнаказанности действий в интернете провоцирует чувство вседозволенности в реальной жизни. Ребенок может делать что угодно в компьютерной игре, в том числе совершать действия, запрещенные законом в действительности. С течением зависимости эти сферы жизни смешиваются, а нестабильная психика подростка становится неспособной осуществлять контроль над своими действиями.

Конечным результатом может стать депрессия, особенно связанная с отсутствием объекта привязанности при наложении ограничений.

Физическое здоровье подростка страдает не меньше: появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом в связи с постоянным нахождением в нефизиологических позах и нарушениями осанки; возникает сухость в глазах, нарушается зрение; формируются нарушения ритма сна и бодрствования, появляются головные боли, головокружения, нарушения кровоснабжения головного мозга в связи с низкой физической активностью и редким пребыванием на свежем воздухе.

Статистике известны и более тяжелые последствия.

Это заставляет задуматься, верно? Важно как можно раньше взять ситуацию под собственный контроль и не допустить необратимых изменений.

Разновидности компьютерной зависимости

Причины компьютерной зависимости

Специалисты, которые занимаются данной проблемой, выделяют несколько ее разновидностей. В основу такого разделения были положены определенные психологические предпосылки зависимого.Самые распространенные виды компьютерной зависимости:

  1. Виртуальное общение
    . Постоянное «зависание» в социальных сетях со временем заменяет реальное общение, дружбу, личные отношения. Группа риска: неуверенные в себе люди, а также не реализовавшие себя в жизни (на работе, в семье, в личной жизни, в общении).
  2. Компьютерные игры
    . Наиболее опасны в этом плане многопользовательские игры в режиме онлайн. Они дают наиболее оптимальную иллюзию могущества, значимости, участия, ощущения победы, успеха, удачи. Они дают титулы, звания, рекорды и даже любовь. При этом любая ошибка или неверное решение — не проблема. В виртуальном мире можно все исправить, начать заново. То есть в нем есть то, чего нет в реальном мире. Группа риска: люди, не желающие решать реальные проблемы, преодолевать реальные жизненные препятствия.
  3. Увлечение порносайтами
    . Человек, страдающий такой зависимостью, отдает предпочтение сексуальной разрядке у экрана монитора, а не с живым партнером. Для этого он использует порносайты и порнофильмы, заменяя реальный секс виртуальным. Группа риска: люди, у которых отсутствует реальный партнер, с неудовлетворенностью от имеющихся отношений.
  4. Навязчивый серфинг
    . Интернет-серферы могут часами «плавать» в сети в поисках информации. При этом не обязательно они ищут что-то конкретное. Часто такие люди просто переходят по интересным ссылкам с одного сайта на другой. В итоге перекормленный огромным объемом разноплановой информации мозг со временем теряет свойство мыслить глубоко и критично. Группа риска: любопытные люди, имеющие в своем распоряжении много свободного времени, шопоголики, а также те, которые хотят компенсировать свои внешние недостатки или неуверенность в себе знаниями.
  5. Страсть к азартным играм и ставкам на деньги онлайн
    . Сегодня практически каждый интернет-сайт полон реклам, сулящих огромные выигрыши и заработки. Такие виртуальные казино, биржи и букмекерские конторы удачно играют на страсти азартных людей. Особенно тех, кто не имеет возможности посетить реальное казино. Группа риска: азартные люди, а также те, которые стремятся к легким деньгам.

Если подытожить, то в любом случае в виртуальную реальность человека толкает неудовлетворенность его реальной жизнью и нежелание (боязнь) эту жизнь менять.

Способы борьбы с компьютерной зависимостью

Опять-таки, проводя параллель с другими зависимостями, лечение компьютерной зависимости будет успешным только в одном случае. Если зависимый признает свою проблему и по-настоящему искренне захочет от нее избавиться. Иначе патологическое пристрастие только усугубится. Основную роль в лечении такой зависимости играют психологи и психотерапевты при обязательном содействии родственников зависимого, а при наличии физических последствий — врачи соответствующего профиля.

Практически всегда чрезмерную увлеченность компьютером в первую очередь замечает окружение зависимого человека — его родственники, друзья, коллеги. Но не он сам. Поэтому и решение этой проблемы начинают искать именно они.Чаще всего заинтересованные вернуть виртуального «бродягу» в реальность пытаются сделать это сами.

Таким образом, первая консультация с психологом или психотерапевтом происходит не с самим страдающим зависимостью, а с теми людьми, которые хотят ему помочь. В ходе нее специалист помогает родственникам (друзьям) советами о том, как вести себя с зависимым, чтобы он признал свое пристрастие и захотел его вылечить.

Причины компьютерной зависимости

Главная цель специалиста при лечении зависимости от компьютера — найти причину ухода пациента в виртуальный мир, а затем определить способ вернуть его в реальность и помочь в ней освоиться. Таким образом, на первом этапе проводится диагностика причин возникновения зависимости и исключение депрессии и психиатрических проблем.

Одно из важных направлений такого лечения — вовлечь зависимого от компьютера человека в реальный мир. Показать, что он тоже может быть интересным и увлекательным даже без интернета и гаджета. Для этого можно использовать разные виды развлечений, спорта, искусства. К примеру, боулинг, пейнтбол, футбол, туристические походы, пикники, танцы, музыка, семейные ритуалы (вечера пиццы, прогулки с детьми и т.д.) или вечеринки с друзьями.

Поскольку и на этом этапе специалисту не обойтись без помощи родных зависимого, он продолжает работать и с ними. Он помогает не только создать необходимую атмосферу дома, но и советует, как им самим не потерять веру в успешность лечения. Поскольку это тоже зависимость. А значит, избавиться от нее будет нелегко.

Если методы психотерапии оказались неэффективными, специалист может использовать более сложный способ преодолеть зависимость — гипноз.

Важно! На сегодня нет универсального гарантированного способа, как избавиться от компьютерной зависимости. Лечение подбирается индивидуально и во многом зависит от самого пациента и его окружения. При этом именно эта зависимость считается одной из самых сложных в отношении излечения.

Лекарственные препараты не являются основным способом лечения этого вида зависимости. Они помогают решить проблемы физиологического характера, которые возникли в результате пристрастия к компьютеру.Исходя из того, к каким нарушениям в организме привела компьютерная зависимость, могут назначаться следующие группы препаратов:

  • Антидепрессанты (в случае депрессивных состояний).
  • Успокоительные (для снятия раздражительности, чрезмерной нервозности). В том числе растительного происхождения (препараты душицы, родиолы розовой, жень-шеня). Последние обладают не только успокаивающим действием, они способны улучшать работу мозга, нормализовать сон, стимулировать иммунитет.
  • Витамины, а точнее витаминно-минеральные комплексы (для компенсации дефицита, возникшего в результате нарушений в питании). Основной упор делается на витамины группы А и Е, селен, которые оказывают положительное влияние на органы-мишени компьютерной зависимости — головной мозг и глаза.
  • Симптоматические препараты для лечения проблем с глазами, позвоночником, желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой.

«У сына – умственная отсталость, целыми днями играет»

– Были в вашей практики случаи, когда игровую зависимость удалось преодолеть?

Алексей Шевцов

Был такой двойной случай. Приходит мама и говорит: «У моего сына – умственная отсталость. Я заплатила довольно большие деньги, чтобы он оставался в обычном классе в обычной школе. Окончив школу, он научился считать до 100 и трем компьютерным играм. Сейчас школа закончилась, друзья развиваются дальше, он из этой обоймы выпал. Сидит и играет целыми днями на компьютере, но я не уверена в том, что он выживет. Не дай Бог что со мной, он не способен себя обслуживать».

Следом за ней приходит еще одна мама и говорит: «У моего сына – умственная отсталость. Нет, он от рождения умный, хорошо учился, но сейчас – деградировал, целыми днями играет и говорит: “Не хочу учиться, не хочу жениться, вашего бизнеса мне надолго хватит, буду играть на компьютере”». Тогда мне удалось объединить эти два случая.

Нам удалось его наделить этой самой ответственностью, когда он стал отвечать не только за себя, а еще и за кого-то. Произошла серьезная подвижка – первый радостный момент был, когда он сказал: «Я пойду учиться на вождение, сдам на права, куплю машину, буду Юрчика возить». Он восстановился в институте, окончил и очень увлекся бизнесом.

признаки компьютерной зависимости

У Юрчика тоже более-менее все сложилось, но только со сменой гражданства, они уехали в Италию, где совершенно другие социальные программы и совершенно другое отношение к «особым» людям. Но у нас он действительно больше социализировался, вернулся навык общения.

Вообще процесс подобной реабилитации – часто довольно муторный, долгий, медленный, проблемный, не всегда удается эту самую степень ответственности изменить.

Зависимый человек всегда недостаточно реализован

– Так как же воспитывать ответственность у ребенка?

– Как пример – мы с сыном прошли через систему скаутинга – это одно из немногочисленных детско-подростковых занятий, где воспитывается ответственность, самостоятельность и автономность. Это поход, где я хочу, не хочу, устал, не устал, плохое настроение, хорошее, а твой патруль дежурит, ужин встали и приготовили.

Вообще стоит приглядывать за этим процессом, что у ребенка, что у подростка с ответственностью, растет ли она, меняется ли она?

– В каком возрасте можно купить ребенку планшет?

– Я бы не рискнул здесь устанавливать какие-то нормы. Например, опять стоит оглядываться на ту же ответственность: дать возможность ребенку заработать гаджет. Не пойти на работу, получить зарплату, а начать отвечать дома, допустим, за вынос мусора, и не когда хорошее настроение, а всегда. Твоя ответственность – это мусор, чтобы без всяких напоминаний ведро у нас было чистое, мешки куплены, припасены, и как только наполняется ведро, ты сразу выносишь мусор и кладешь чистый пакет.

Маленький крошечный технологический цикл, и если два месяца я тебе не буду напоминать, и ведро будет все время чистое, пожалуйста, заработал. Это разные вещи, когда я сказал: «Иди, вынеси мусор», – и он пошел, и когда я сказал: «Ты за это отвечаешь, без напоминаний ты за этим следишь».

Или отвечать за хлеб: ты следишь, сколько у нас хлеба белого. Есть домашние животные, есть уборка, есть свои собственные вещи, есть школьные принадлежности, и за ними можно следить совершенно по-разному.

– Когда понять, что есть уже какая-то игровая зависимость и надо идти к специалисту?

– Изменение отношения. Одно дело на каникулах, когда нет никаких заданий, и человек абсолютно свободен и может себе позволить посидеть с гаджетом. Другое дело, когда он начинает манкировать своими обязанностями, не доделывать уроки, слишком часто сидеть – здесь, конечно, надо задуматься. Есть у нас такой условный пульт управления самим собой, на этом пульте очень много всяких кнопочек, рычажков, поворотничков: что будет, если я книжку прочитаю, съем пирожное, если я схожу поплавать или приму душ.

Нажатие этой кнопки приводит к парадоксальному результату. Человек хотел выпить, чтобы повеселиться, в итоге подрался. Хотел отдохнуть – устал неимоверно, и так далее. Это может быть с перееданием, с алкоголем, с компьютером.

Потому нужно все-таки стараться следить за детьми (и за собой), чтобы не возникало этой пустоты, нереализованности, которая легко заполняется зависимостью. И, конечно, не забывать про ответственность.

Причины компьютерной зависимости

Напишите мне, обязательно отвечу.

– Каковы механизмы возникновения зависимости?

– Вариантов много. Я больше в своей деятельности занимаюсь психотерапией, поэтому больше обращаю внимание на психологические и психотерапевтические аспекты. Например, любое психоактивное вещество, игры «помогают» в том случае, если человек испытывает негативные эмоции.

Есть термин «привычные эмоции». Вроде бы смотришь на человека, идущего по улице, он достаточно спокоен, уверен в себе, оптимистичен, но если приглядеться, какие будут у него привычные эмоции? На первом месте у нас вовсе не радость, не интерес, а агрессия, стыд, вина, обида.

Ребенок пребывает в стыде, потому что получил пять с минусом, потому что, будучи неуклюжим, разбил чашку, потому что ему стыдно подойти к девушке. Он принимает алкоголь, он принимает наркотик, он садится за игру. И стыда – нет.

Этот механизм значим в формировании любой зависимости, и, получается, здесь есть и вопрос эмоциональной грамотности.

Здесь очень важным моментом является степень ответственности. Даже при очень хорошем отношении родителей к ребенку, ответственность его может очень сильно страдать, не вырастать.

Мы всего выделяем шесть степеней ответственности.

– Какие это степени?

Самая первая и самая маленькая называется«уровень выживания». Каждый из нас рождался именно в этой степени ответственности. За что отвечает ребенок? Он пытается выжить.

Следующая степень ответственности называется«личная оплата труда». Ребенок подрос, он научился одеваться, убирать игрушки. Но когда он это будет делать? При определенных условиях, например, когда настроение хорошее, при других вариантах не заставите. Иногда, при определенных условиях, он возьмет ответственность, а иногда нет.

И опять же вся наркология сюда прекрасным образом вписывается. Зачем я живу? Что-нибудь завлекательное посмотреть, что-нибудь повкуснее поесть. Если такой человек ищет работу, то чтобы работать поменьше и получать побольше. Если человек остается на этой степени ответственности, это очень опасно.

Третья степень ответственности, уже полная –«оплата труда и творчества». У человека появляется желание взять на себя некий технологический цикл, полностью взяться за какое-то дело. Скажем, в индустрии красоты вы приходите к парикмахеру, он полностью приводит вашу голову в порядок, и от того, насколько хорошо он выполнил свою работу, зависит вероятность, что вы придете к нему в следующий раз. Он отвечает полностью за то, что сделал.

Эти все первые три степени ответственности – ответственность, обусловленная извне, то есть эти люди сами за себя еще не отвечают, и комфортно существовать они могут только в достаточно жестко отстроенных рамках: сюда не ходи, вот это не делай, а это делай вот столько. Но 90% подростков как раз имеют ответственность, обусловленную извне, именно в том и заключается роль родителей, чтобы грамотно отстроить все рамки.

Дальше начинаются четвертая, пятая и шестая степени, когда ответственность становится обусловленной изнутри.

Четвертая – когда у человека появляетсяответственность за себя и за кого-нибудь еще. Причем не обязательно только во взрослом возрасте, бывают такие подростки, которые способны отвечать за себя и еще за кого-то.

Пятая – когда люди начинают отвечатьне только за себя и другого, но еще и за некие процессы, происходящие в обществе, не обязательно за все. Можно взять один процесс, какой-нибудь одиночный, маленький. Что у нас с порядком во дворе? Что у нас с бездомными собаками?

Последняя, шестая –баланс и гармония. Здесь уже более высокие смыслы. Таким образом, получается такая почти лестница.

Человек с зависимостью – это заведомо очень низкая степень ответственности.

– Я считаю, что зависимость приходит в некое пустое место, смысловой вакуум. Если говорить попроще, то человек, который станет зависимым, однозначно недореализован.

У каждого человека в жизни есть фактическое место: какое-то образование, компетенции, собственность, отношения… Но соответствует ли то, чего он достигает, уровню его возможностей?

Если налицо зависимость, неважно от чего – игровая, химическая, то понятно, что этот человек точно может в жизни больше, чем реализует сейчас. Для взрослого человека это будет более понятно и более заметно. Но и подросток, если у него есть место для зависимости, однозначно может больше, чем сейчас. Возможно, он не увлекся тем, чем на самом деле хотелось бы, или он сильно недополучает чего-то в отношениях от родителей, может быть, речь об отношениях с окружающими людьми, со сверстниками.

С момента рождения мы занимаем маленькое, скромное место в жизни, а потом потихонечку начинаем расти. Причем сначала подрастает потенциал, потом подтягивается фактическое.

По роду деятельности я довольно много сталкивался с реабилитационными центрами и видел огромное количество людей, успешно разобравшихся со своей зависимостью, и у таких людей – мощнейшая реализация. Там есть депутаты городских советов, помощники депутатов Госдумы, чиновники региональных объединений… Но тогда, на момент формирования зависимости, у них и была та самая недореализация.

Либо человек не находил свой собственный социальный мир, либо не понимал, что именно в этот период он вырос, либо не видел никакой возможности, как именно ему реализоваться. В процессе реабилитации, когда все темы грамотно прорабатываются, очень часто удается обнаружить, на что именно наткнулся этот человек, другой, третий. Так и работает реабилитация – восстановление.

Оцените статью
UfaProNet.ru