Теория фрейда о бессознательном

Депрессия

Введение

Человек в отличие от всех других организмов пребывает в постоянном и неустранимом неравновесном состоянии. Человек — единственное существо, которое способно испытывать скуку, недовольство, переживать состояние изгнанности из рая, т. е. такое существо, для которого собственное существование является проблемой, от которой он не в силах уйти.

Но с другой стороны сознание как доминирующий элемент сложной человеческой системы явилось началом духовного возрождения человека. Победа его над инстинктом с дальнейшим развитием интеллекта и научно-технической мысли создали современный мир. Если упростить человеческую систему, то ее можно представить в виде двух областей — сознательной и бессознательной.

Проблемы бессознательного (соотношение сознательного и бессознательного) занимают важное место в психологии. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. Именно это деление дает возможность понять часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни человека.

  1. Проблема бессознательного в работах Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд — австрийский учёный, который первый дал научное обоснование проблемам бессознательного. По определению Фрейда «бессознательное — действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма»1.

В результате длительных наблюдений за своими больными Фрейд пришел к выводам, изменившим прежние представления о психике. Бессознательное, по его мнению, носит врожденный характер. Он утверждал, что поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями.

Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего — подавленными желаниями, то есть желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или творчество.

Теория фрейда о бессознательном

Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженному в поведении человека в его конкретных поступках. Внутри человека всегда существует определённый датчик, который показывает пространство бессознательного. Подобно этому внутри нас всегда существует мера — как переход из одного состояния в другое.

Сознательно мы всегда можем её оценить. Например, мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица. В реальной жизни человека очень много моментов когда он думает одно, а фактически делает другое. Это объясняется тем, что импульс сознания оказался слабее подсознательного. Результирующим оказался импульс, поступивший к нам из области подсознательного.

Следовательно, те действия и функции, которые выполняются субъектом, бессознательны. Отсюда потеря контроля, неспособность предвидеть и прогнозировать и т. д. Рассмотрим такой пример. Некий субъект осознаёт вредность курения и принимает решение бросить курить. Однако с течением времени инстинкт повышает эмоциональное напряжение человека.

В результате синтезируется желание, которое выражается в потребности курения. В итоге наблюдается сознательное противоречие, выраженное в действии. Складывается цепочка: Инстинкт — Эмоции — Ощущения — Желания. Можно убедиться, что какую бы систему мы не взяли, то конечным звеном декомпозиции будет являться такая же цепочка.

инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым.

Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека («Я») эти факторы как жизненно необходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности.

Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, перешли в другое качество, то есть они перешли к либидо. Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения. Бессознательное является антагонистом сознанию и является вместилищем загнанных природных инстинктов.

Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Фрейд пытался объяснять проблемы бессознательного с позиций механистически-натуралистического мышления своего времени. Он предполагал, что те эмоции, которые не являются очевидным выражением инстинкта самосохранения или сексуального инстинкта, тем не менее, являются только более скрытыми и сложными проявлениями этих инстинктивно-биологических проявлений.

Понятие бессознательного

Бессознательное – это самая глубокая и значительная область человеческого разума, представляющая собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что подавляются и вытесняются в область бессознательного.

Феномен бессознательного уходит в далекую древность. В своей практике его признавали врачеватели самых ранних цивилизаций. Существование бессознательного послужило для Платона основой создания теории познания. Фрейд, знакомый с философскими идеями Платона, взял у него некоторые представления о бессознательном.

Свое отражение проблема бессознательного находит и в философии Канта(1724-1804), как форма рассмотрения возможности существования неосознанных представлений. З. Фрейд во многих случаях не только разделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, особенно по проблеме бессознательного.

В XIX веке намечается и осуществляется поворот от рационализма к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире, поэтому размышления о проблеме бессознательного во многих философских работах занимают важное место.

Большое влияние на формирование психоаналитического учения Фрейда оказала философия Шопенгауэра и Ницше, в значительной степени предопределившая различные психоаналитические концепции, включая представления о бессознательном. Безусловно, учение З. Фрейда и философия Шопенгауэра и Ницше не имеют абсолютного тождества. Бессознательное у Шопенгауэра изначально – «мировая воля», первопричина всего сущего. Ницше же, разделяя эту точку зрения, акцентирует внимание на функционировании бессознательного в глубинах человеческого существа.

Бессознательное для Фрейда – это главным образом нечто психическое, которое подлежит осмыслению только в связи с человеком. Он сделал научным фактом анатомию сознания бессознательного психического. Объяснить этот факт сумел только на основе «отрицательного» понятия – неосознаваемой психики путем отрицания атрибута сознания.

За покровом сознания, которое является главным регулятором поведения человека, Фрейд открыл «кипящий» пласт не осознаваемых личностью стремлений, желаний, влечений. Он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы серьезно отягощают жизнь человека и становятся причиной нервно-психических заболеваний. Как врач, Фрейд ищет средства избавления своих пациентов от конфликтов между их сознанием и потаенными бессознательными побуждениями. Это было рождением психоанализа – фрейдовского метода исцеления души.

Представление о том, что поступками человека руководит «Я», по мнению Фрейда, не более чем иллюзия. Природное безличное начало, образующее бессознательную основу психики, властвует на самом деле. Таким образом, разделение психики на сознательное и бессознательное, явилось основной предпосылкой психоанализа. Психоанализ сознательное не считает сутью психики и рассматривает сознание как её качество.

Вся теория психоанализа основывается на учении о бессознательном. Психоанализ, являясь врачебным методом исследования, частью психотерапии, использовался Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Позже ученый переработал психоанализ в психологическую доктрину, которая была направлена на изучение скрытых связей и основ душевной жизни человека.

Бессознательную основу несут в себе привычки, умения, навыки и др.

В психологии бессознательное обозначает совокупность психических процессов и явлений, не осознаваемых субъектом и лежащих вне человеческого разума. Все эти явления и процессы не поддаются контролю со стороны сознания в какой-то конкретный момент.

  • Естественное бессознательное. Это инстинкты, влечения, коллективное бессознательное, которое характеризуется тем, что его содержание достается по наследству от предков, и никогда не было в сознании;
  • Личный или индивидуальный бессознательный процесс. Суть его в том, Что он состоит из сознательных когда-то содержаний, но с течением времени исчезнувших из сознания;
  • Выработанное бессознательное явление. К ним относятся навыки, умения, привычки, автоматические движения, т.е. тот опыт, который начал формироваться в детстве и продолжает накапливаться;
  • Воспитанное бессознательное человека. Это социальное бессознательное, представленное установками, которые возникли под влиянием жизненного опыта в процессе воспитания.

Бессознательное несет в себе огромный объем информации, переживаний, воспоминаний. Получить доступ к этому жизненному багажу совсем не просто, а кому это все же удастся – забудет о неудачах в любой сфере деятельности.

Периоды развития учения З.Фрейда о бессознательном

Психика человека по Фрейду распадается на три области:

  1. Сознание;
  2. Бессознательное;
  3. Предсознательное.

Все три области находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых еще и в состоянии напряженной борьбы между собой. Психическая жизнь человека, считает ученый, сводится как раз к этому взаимодействию и борьбе. Каждый поступок человека и душевный акт надо рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным.

Концепция бессознательного сложилась не сразу и прошла несколько периодов:

  • Первый период концепции Фрейда. На этом этапе концепция бессознательного очень близка к учению таких французских психиатров и психологов, как Шарко, Льебо, Жане и можно сказать, что находится от них в прямой генетической зависимости;
  • Второй период. Он самый продолжительный и самый важный в развитии психоанализа. В это время определяются все основные и характерные черты учения Фрейда о бессознательном, которое становится уже совсем оригинальным. Бессознательное становится необходимой и важной частью психического аппарата всякого человека. Постоянной и закономерной формой психической жизни объявляется борьба сознания и бессознательного. Для всех областей культурного творчества бессознательное становится энергией и продуктивным источником психических сил. Но бессознательное может стать и источником всех нервных заболеваний. Таким образом, во втором классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, существенных моментов.
  • Третий период. Концепция существенно изменяется и сближается с метафизическим учением Шопенгауэра и Гартмана. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке. Появляется новое деление вместо прежнего:
  1. Сексуальное влечение или эрос;
  2. Влечение к смерти.

В основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств лежат инстинкты смерти.

Инстинкт самосохранения отошел к сексуальным влечениям, к нему относят подинстинкты, которые делают любой организм живым:

  • Питание;
  • Рост;
  • Дыхание;
  • Движение.

С развитием цивилизации инстинкт самосохранения утратил свою значимость и на первое место вышел инстинкт размножения или либидо.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что природный, глубинный её слой («Оно») функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но, индивид, в удовлетворении своих страстей сталкивается с реальностью, противоречащей «Оно». Это противоречие связано с выделением «Я», которое стремится обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения.

Сформулированная Фрейдом задача психоанализа, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом плане Фрейд был оптимистом и верил в способность осознания бессознательного.

Аналитическая деятельность ученого направлялась на то, чтобы человек по мере раскрытия природы бессознательного, мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Теория фрейда о бессознательном

8. Функция снов

Обсуждение некоторых подробностей происхождения наших снов диктовалось тем, что эта почва, из которой произрастает большинство символов. К сожалению, они трудны для понимания. Может показаться странным, что бессознательное располагает свой материал столь отлично от принятых норм, которые мы, бодрствуя, накладываем на наши мысли.

Возможно, в этом будет легче разобраться, если вначале мы осознаем, что идеи, с которыми мы имеем дело в нашей, по всей видимости, дисциплинированной жизни, совсем не так ясны, как нам хотелось бы в это верить. Конечно, такие психические оттенки различны у разных людей9. Каждый из нас воспринимает абстрактные и общие положения индивидуально, в контексте собственного разума.

И разница в смыслах, естественно, оказывается наиболее значительной для людей с разным социальным, политическим, религиозным или психологическим опытом. Пока понятия формулируются только словами, вариации почти незаметны и не играют практической роли. Но когда требуется точное определение или подробное объяснение, можно внезапно обнаружить поразительную разницу не только в чисто интеллектуальном понимании термина, но особенно в его эмоциональном тоне и приложении. Как правило, эти различия подпороговы и потому никогда не осознаются.

Обычно этими различиями пренебрегают, считая их избыточными нюансами смысла, имеющими мало отношения к практическим повседневным нуждам. Но тот факт, что они существуют, показывает, что даже самое практическое содержание сознания содержит вокруг себя полумглу неопределенности. Каждое понятие в нашем сознающем разуме имеет свои психические связи, ассоциации.

Образы, являющиеся в снах, намного более жизненны и живописны, чем соответствующие им понятия и переживания в яви. Одна из причин этого заключается в том, что во сне понятия могут выражать свое бессознательное значение. В своих результатах сознательных мыслей мы ограничиваем себя пределами рациональных утверждений — утверждений, которые значительно бледнее, так как мы снимаем с них большую часть психических связей.

То, что психологи называют психической идентичностью или «мистическим участием», устранено из нашего предметного мира. А это как раз и есть тот нимб, тот ореол бессознательных ассоциаций, который придает такой красочный и фантастический смысл первобытному миру. Мы утратили его до такой степени, что при встрече совершенно не узнаем.

В нас самих подобные вещи умещаются ниже порога восприятия; когда же они случайно выходят на поверхность сознания, мы считаем, что здесь уже не все в порядке. Мы настолько привыкли к «очевидно» рациональной природе нашего мира, что уже не можем представить себе ничего выходящего за рамки здравого смысла.

Заключение Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, занимавшийся проблемами бессознательного, во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии.

Исследуя бессознательное в психике человека и создав теорию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. Его заслугой является разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов действий людей, о наличии в психике различных уровней.

Взгляды Эриха Фромма

Качественно новым и существенно важным этапом развития неофрейдистской теории стало учение ведущего теоретика, психоаналитика и социолога Эриха Фромма5. Создавая «радикально-гуманистический психоанализ», Фромм стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного индивида, и закономерности, которые лежат в основе развития общества, в целях гуманистического преобразования человека и социума. В отличие от Фрейд, считавшего, что в основе бессознательного лежат инстинкты (в частности сексуальные побуждения).

Фромм, отвергая как миф тезис о «неизменной человеческой природе» утверждал, что в ходе эволюции человек частично утрачивает «непосредственную инстинктивную основу» и обретает новые качества, обусловливаемые социальной средой. Значительная доля человеческих страстей не может объясняться только инстинктами.

Даже если человек удовлетворит голод или жажду или другие биологические потребности, это еще не значит, что «он сам» будут удовлетворен. Ведь в отличие от животных самые существенные, жизненно важные проблемы для него на этом не кончаются, но только начинаются. Дисгармония человеческого существования рождает потребности, далеко превосходящие те, в основе которых лежат инстинкты.

Он стремиться то к власти, то к любви, то к разрушению, он рискует собственной жизнью за религиозные, политические, гуманистические идеалы; всеми этими стремлениями и характеризуется смысл и сущность человеческой жизни. Воистину «не хлебом единым жив человек». Фромм считал, что «самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности».

Человеческая натура — страсти человека и тревоги его — это продукт культуры. Фромм «распахнул» огромное жизненное пространство, на котором человек представляет себя самого не только как обладателя тела, но и духа. Он, обнаружив в человеке огромный космос неповторимого, незаместимого — это мир его страстей.

Они трактуются Фроммом не как вожделения, продукт инстинкта, а отражение индивидуальности человеческого характера. Эти мысли Фромм развивал в своих работах «Человек для самого себя», «Искусство любить». Потребности человека, как отмечал Фромм, выходят за рамки животных начал. Кто-то стремиться к успеху и престижу.

Кто-то, напротив, вынашивает аскетические идеалы. Иной пытается властвовать, другой — предан деспоту. Прогресс психоаналитической теории, вместе с прогрессом естественных и социальных наук, привел к новой концепции, которая основывалась не на идее изолированного индивида, а на идее взаимоотношения человека с природой, самим собой и другими людьми. Предполагалось, что именно это взаимоотношение направляет и регулирует энергию, проявляющуюся в эмоциональных побуждениях человека.

  1. Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга

Другое психосоциальное учение, разработал видный деятель психоаналитического движения, психоаналитик и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Будучи уже известным ученым, Юнг6пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов).

Юнг разработал технику «свободных ассоциаций» и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования. Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие «комплекс», в том числе и «комплекс Электры», под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери.

Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации. В исследовании «Метаморфозы и символы либидо», он утверждал, что если удастся установить различие между объективным знанием и эмоциональными оценками, тем самым будет переброшен мост над пропастью, разделяющей античность и современность, выясниться, что Эдип еще не умер.

Простейшие человеческие конфликты, по Юнгу, остаются неизменными во времени и в пространстве. Лейтмотивом всех своих работ Юнг считал стремление объяснить вопросы истории и конкретные исторические темы через призму «бессознательной деятельности души современного человека». Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов:

  • личного сознания,
  • коллективного сознания,
  • личного бессознательного,
  • коллективного бессознательного.

Под коллективным бессознательным Юнг понимал «разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа».

«Коллективное бессознательное» представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Оно транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.

По Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие «архетипы». В общих чертах, «архетипы» образуют «наиболее древние и универсальные формы мышления», проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и т. д.).

Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Основным «архетипом» личности является «самость», вокруг которой концентрируются все психические свойства человека. «Самость» выступает, как субъект целостной психики человека, как центр личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей.

К главным положениям собственного учения о коллективном бессознательном Юнг пришел еще до встречи с Фрейдом, произошедшей в 1907 г. К тому времени у Юнга уже было научное имя — известность ему принесли работы по психологии Dementiae praecox (так называлась в начале века шизофрения) и разработанный словесноассоциатпивный тест, который лег в основу многих проективных тестов современной психологии.

Воздействие Фрейда было тем не менее определяющим, пока речь шла о технике психотерапии и динамике отношения сознания и бессознательного. Юнг был ближайшим последователем Фрейда в годы «бури и натиска» психоанализа и даже признанным кронпринцем” психоаналитического движения. Отход от Фрейда объясняется не столько личными мотивами, сколько принципиальными расхождениями в решении мировоззренческих вопросов.

Более того, их различия прослеживаются и на уровне мироощущения: если у Фрейда психика и жизнь в целом предстают как поле борьбы непримиримых противоположностей («принцип удовольствия» — «принцип реальности, Эрос и Танатос и т. д.), то у Юнга речь идет скорее об утраченном первоначальном единстве. Сознание и бессознательное оторвались друг от друга у современного человека, но в древних мифологиях и религиях они гармонично сочетались — китайские символы инь и ян, андроин алхимиков постоянно выступают в качестве иллюстраций к психологическим работам Юнга.

Использование бессознательного в современных исследованиях

В современной психологии7существует различные направления, исследующие бессознательное, например, — нейролингвистическое программирование, сокращенно — НЛП. Создавалась она как учение о здоровом мышлении. Современные технические средства и приемы НЛП эффективны при манипулировании сознанием, используя элементы бессознательного.

Так в Институте психоэкологии РАЕН существует экспериментальное оборудование, с помощью которого опробованы методики для лечения больных: шизофреников, наркоманов и прочих «безнадежных», от которых отказались другие врачи. Суть заключается в следующем. Человека сажают перед экраном компьютера, на голову пациента помещают сетку с датчиками.

было ли желание покончить с собой, отношение к своим ближним и так далее. Составляется своеобразная «карта» личности, на которой отражен внутренний мир человека. Существует возможность воздействия на внутреннее «Я» с помощью так называемого диспарантного ввода информации. Вместо вопросов компьютер должен незаметно давать рекомендации, которые человек будет воспринимать как собственные идеи.

А еще можно давать команды с помощью особого «шума», записанного на магнитофон, в котором зашифрована информация для подсознания. В России подобные вещи могут делать пока только в этом институте и применяются они для исследования и апробирования методик лечения больных. Но существует мнение, что некоторые приемы НЛП очень эффективны при манипулировании общественным сознанием.

Вот лишь один пример. Вы можете показать портрет неугодного вам кандидата в виде стеклянного витража и под каким-нибудь предлогом — разбить его. В результате за этого кандидата не пойдут голосовать 50 процентов людей, которым он раньше нравился. Такая закономерность была четко установлена во время медицинских испытаний.

Прием проверен на тысячах клинических случаев. Теперь его могут применять на телевидении, когда из сознания избирателей надо вытеснить образ кому-то неугодного кандидата. В НЛП это называется манипулирование противоречивым зрительным рядом. Здесь используется старая истина: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Зрители забывают, что именно им говорили о герое сюжета, но запоминают сопровождавшие этот рассказ кадры и считают, что в них истина. Казалось бы, безобидные снимки посторонних людей — воров, проституток, сектантов, но они порочат того, о ком идет речь. Кажется, что он с ними связан. Другой прием — рейтинг политических лидеров.

8Нам много раз показывают, насколько те или иные деятели популярны у сограждан. Сначала мы не соглашаемся с таким раскладом, но потом привыкаем к нему, забывая о собственном мнении. Когда электорату много раз втемяшивают в голову одну и ту же последовательность имен, он пойдет голосовать именно так, как его научили.

Успех «наиболее популярных» кандидатов запрограммирован. Еще один интересный прием: взять портрет заказчика политической рекламы и поместить его в верхней части экрана в светлой рамке. Такой образ запечатлевается гораздо сильнее других. В результате очень многие проголосуют за этого кандидата, даже не понимая, чем он им понравился.

то, что так расположено, очень важно. Вы можете умом этого не понимать, но бессознательно среагируете, что висящее над вами — свято. Нечто подобное произойдет, если вместо иконы над нами повесят лучезарный портрет политика: очень многие проголосуют за этого кандидата. Но ни гипноз, ни НЛП, ни 25-й кадр, ни диспарантный ввод зрительной информации, ни запись звуковых команд на обратном ходу — ничто не заставит вас поступить против своей совести. Все эти методы не действуют на тех, кто сформировал в себе четкие убеждения (в том числе и политические).

Можно манипулировать лишь неустойчивым сознанием.

  1. Значение снов

Человек пользуется устным или письменным словом для того, чтобы выразить смысл, который он хотел бы передать. Наш язык полон символов, но мы также пользуемся знаками и образами не строго описательными. Сами по себе бессмысленные, они приобретают узнаваемость в результате общего употребления или преднамеренным обращаем.

Таким образом, слово или изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение. Они имеют более широкий «бессознательный» аспект, который всякий раз точно не определен или объяснять его нельзя. Когда мы исследуем символ, он ведет нас в области, лежащие за пределами здравого рассудка.

Более того, существуют бессознательные аспекты нашего восприятия реальности. Кроме того, существуют некоторые события, которые мы не отмечаем в сознании; они остаются, так сказать, за порогом сознания. Подобные события могут проявиться, например, в форме снов. Как общее правило, бессознательный аспект любого явления открывается нам в снах, в которых он возникает не как рациональная мысль, а в виде символического образа.

Тот, кто отрицает существование бессознательного, фактически предполагает, что наше нынешнее знание психики является полным. Но эта вера с очевидностью ложна, так же как ложно и предположение, что мы знаем все, что можно знать о вселенной. Среди людей, чье сознание находится на уровне развития, отличающемся от нашего, «душа» (психика) не ощущается как нечто единое.

Хорошо известно психологическое состояние, когда человек может находиться в состоянии психической идентичности с другим человеком или предметом. Вне всякого сомнения, даже на так называемом высоком уровне цивилизации человеческое сознание еще не достигло приемлемой степени целостности. Оно все так же уязвимо и подвержено фрагментации.

Существует огромная разница между сознательным решением отделять и временно подавить часть психики и ситуацией, когда это возникает спонтанно. Именно на этом фоне мы и должны рассмотреть важность снов — этих легких, ненадежных, изменчивых, смутных и неопределенных фантазий. Зачинателем этого дела в практическом исследовании бессознательного фона сознания был Зигмунд Фрейд.

  1. Прошлое и будущее в бессознательном

Два основных положения, которые необходимо учитывать при работе со снами, суть следующие: первое — сон следует рассматривать как факт, относительно которого нельзя делать никаких предварительных утверждений, кроме того, что сон имеет некоторый смысл; и второе — сон есть специфическое выражение бессознательного.

Таким образом, часть бессознательного состоит из множества временно затемненных мыслей, впечатлений, образов, которые, невзирая на утрату, продолжают влиять на наше сознание. Если вы наблюдаете поведение невротика, то можете видеть его совершающим некоторые поступки по видимости сознательно и целенаправленно.

Однако если вы спросите его о них, то обнаружите, что он или не осознает их, или имеет в виду нечто совсем другое. Он слушает и не слышит, он смотрит и не видит, он знает, однако не осознает. Подобные примеры столь часты, что специалист понимает, что бессознательное содержание разума ведет себя так, как если бы оно было сознательным.

В таких случаях никогда нельзя быть уверенным в том, сознательны ли мысль, слова или действия, или нет. Забытые мысли не перестают существовать. Хотя они не могут быть воспроизведены по заказу, они присутствуют в сублимированном состоянии, — как раз за порогом воспоминания, — откуда могут спонтанно появиться в любое время, часто через много лет полного забвения.

Кроме обычного забывания Фрейд описал несколько случаев, когда происходит «забывание» неприятных моментов, которые человек охотно старается забыть. Как заметил Ницше, когда гордость достаточно настойчива, память предпочитает уступить. Поэтому среди забытых воспоминаний мы встречаем немало таких, которые обязаны своему пребыванию в подпороговом состоянии (следовательно, и невозможностью воспроизведения по желанию) собственной несоответствующей и несовместимой природе.

Фактически же для нас «забывать» подобным образом нормально и необходимо для того, чтобы освободить место в нашем сознании для новых впечатлений и идей.

Но точно так же, как сознательное содержание может исчезать в бессознательном, новое содержание, которое до того прежде никогда не осознавалось, может возникать из него. Оно вспыхивает как некий намек, слабое подозрение: «что-то висит в воздухе» или «пахнет крысой». Открытие, что бессознательное — это не простой склад прошлого, но что оно полно зародышей будущих психических ситуаций и идей, привело меня к новым подходам в психологии.

Подобные вещи мы обнаруживаем в каждодневной жизни, когда задачи порой решаются совершенно новыми способами; многие художники, философы и даже ученые обязаны своими лучшими идеями вдохновению, которое внезапно появилось из бессознательного. Способность достичь богатого источника такого материала и эффективно перевести его в философию, литературу, музыку или научное открытие — одно из свойств тех, кого называют гениями.

Оцените статью
UfaProNet.ru